Или же мы наблюдаем взаимное проникновение языческой и христианской культур?
Аркадий Шавлович, Омск
Отвечает Игорь КОНОВАЛОВ, историк-краевед, заместитель председателя омского отделения Всероссийского общества охраны памятников:
- Русский похоронный обряд в большей мере соответствует христианской культуре. Однако просматривается и влияние языческих традиций. Для примера можно взять поминальный обед. Это не что иное, как языческая тризна. Христианство призывает к тому, что обед должен быть скорбным, тихим, трезвым, в то время как древние русичи придерживались мнения, что это должен быть праздник, пир. Всё дело в разных представлениях о жизни и смерти. И те, и другие верят в бессмертие души, но язычники считали, что отсутствие скорби обрадует покойного, и он порадуется вместе с ними, а христиане считают, что похоронный обряд - не повод для радости.
Такой обряд, как 100 граммов водки, накрытые куском хлеба, оставленные как бы для покойного, тоже корнями уходит в язычество. Блины - непременный атрибут поминального обеда - также очень яркий языческий символ, олицетворяющий жизнь, радость и т. д.
Погребение христиан осуществляется в гробу, по оси запад-восток, причём голова покойного располагается на западе, ноги - на востоке, а памятник (в строгой христианской традиции это крест) - в ногах. В советское время не следили за ориентацией по сторонам света, поэтому аллеи на кладбищах, к сожалению, не соответствуют канонам. Ещё один христианский обычай говорит о том, что три дня покойный должен провести дома, потому что христиане верят, что именно такой срок душа усопшего проводит в доме, и хоронить раньше, чем небеса примут её, нельзя.
Почему у нас в России кладбища засаживают деревьями или кустарниками, а на заграничных даже траву подстригают? Они же тоже по большей части христиане?
С. Светлова, Омск
В России испокон веков были лесные кладбища. В Древней Руси верили, что душа отлетает к небесам через корни и ветки. Это в принципе неплохо: лесной массив быстрее способствует минерализации, а фитонциды, особенно еловых насаждений, дают антибактериальный эффект. Всё это делает посещение кладбищ относительно безопасным. В Америке на кладбищах есть специальный прибор - он определяет, какие участки опасны. Более того, в этой стране в места свежих захоронений с детьми ходить настоятельно не рекомендуют. В Европе очень экономят место, поэтому в Португалии и Испании, например, эксгумированные кости после трёхлетнего пребывания в могиле прокаливаются в целях инфекционной безопасности в специальных печах, после чего их перекладывают в урны, помещая в колумбарий. Для любого русского это кажется диким и неприемлемым.
Откуда идут традиции поминовения покойного на 9 и на 40 день?
Вера Фёдорова, Омск
Это также языческое наследие. Ни один христианский священник не может дать вразумительного ответа, почему именно эти сроки выбраны как особые отметки в поминовении души усопшего. В христианстве же неделя всегда воспринималась как седмица. В язычестве ситуация иная. Тогда был другой календарный цикл: в году было 9 месяцев по 40 дней (иногда по 41 дню), а в неделе - 9 дней. То есть усопших поминали через неделю и через месяц.
Кстати
Кремация не считается традиционным для христиан видом погребения, но, тем не менее, закон о похоронном деле 1996 г. установил двойную норму погребения - традиционное (гроб в земле) и путём предания тела огню (кремация). Напрямую церковь запретить это не в силах, потому что это может быть истолковано как подстрекательство против законодательства РФ.
Смотрите также:
- Сибирский Вавилон. Борис Коников об археологическом парке «Стоянка Омская» →
- В поиске мифов: в Омске появится археологический туризм →
- Не виртуально. Что спасёт экологию Омской области? →