Сингапур против Ушинского? Что предпочитают российские учителя

Урок в первом классе одной из тюменских школ. © / Наталья Корнеева / Из личного архива

В Омске летом протестировали сингапурскую методику. Сейчас система образования в этой азиатской стране оценивается как одна из лучших в мире. Уже с 90-х годов их школьники стали из года в год показывать лучшие результаты в международных тестах. А мы?

   
   

High five! - «Дай пять!»

«Подсказывай другу и садись с кем хочешь» - такую установку дают своим ученикам сингапурские педагоги. В их классах школьников гораздо больше - бывает, и 80 ребят одно­временно занимаются в помещении. Расположение учебных столов весьма специфичное. Привычных трёх рядов нет, парты сгруппированы по две, за каждым таким столом дети сидят лицом друг к другу, а не к доске и учителю.

«Урок у вас в школе строится так: учитель говорит - ученики слушают. Мы предлагаем пересмотреть это. XXI век требует другого подхода, поскольку от выпускника школы теперь необходимы такие навыки, как сотрудничество, критическое и креативное мышление, коммуникабельность. Ученик не должен просто сидеть и слушать, - говорит президент Союза преподавателей Сингапура Майк Тируман. - Да и физиология человека такова, что он должен постоянно двигаться, говорить; всё это есть во время наших уроков. Школа ведь не только учит слушать, запоминать, как объяснил учитель или как написано в учебнике, нужно ещё научить мыслить».

В российских школах считается: когда меньше учеников в классе, лучше дисциплина и легче преподавать, следовательно, возрастает качество образования. Сингапурцы говорят, что от количества школьников качество обучения напрямую не зависит. Больше внимания нужно уделять организации пространства. Чем тише на уроке, тем выше усвоение материала - так считают в России, а ещё обстановка в классе должна быть академичной. Урок проводится в рамках одной темы, одного предмета, по определённому учебному пособию. Ходить по классу, выходить без разрешения нельзя. В Сингапуре всё это разрешено, можно пересаживаться, меняться в группах, обстановка становится «третьим учителем». Урок - междисциплинарный, источники самые разные. В России учитель транслирует знания ученикам, сингапурские педагоги тратят время на организацию работы в классе. Их задача - пересаживать, давать инструкции, засекать время и т. п. Источник информации - сами дети, Интернет, учебные пособия, результаты мозгового штурма.

Хорошо забытое старое

Когда омским педагогам представили сингапурскую методику, они воскликнули: «Боже мой, мы тоже этим иногда пользуемся!» Сингапурцы пожали плечами. Они и не скрывают, что в основе их педагогических методик лежит система кооперативного обучения бывшего советского, а ныне американского специалиста Спенсера Когана. Это когда успехов в учёбе ученики достигают во взаимодействии друг с другом. Также ими взяты на вооружение идеи известного русского психолога Льва Выготского и советских педагогов Давыдова и Эльконина. Постулат их учения звучит примерно так: знания ученикам подаются не в виде конкретной информации об изучаемых объектах, а как средства их доказательства и открытия.

По этой системе активно работают в Татарстане, Тюменской области и Москве. После внедрения этой методики в тюменских школах родители забеспокоились. Дело в том, что урок сопровождает определённая жестикуляция. Но их успокоили: High five! («Дай пять!») - это жест концентрации внимания, не более.

Скажете, причём тут Ушинский в заголовке? Великий русский педагог считал, что школа должна научить ребёнка учиться, то есть получать знания, которые пригодятся в дальнейшей жизни, а не зубрить. Он был категорически против домашних заданий, потому что «домашка» приучает дитё не к осмыслению, а к зуб­рёжке.    
   

От редакции: Образование и образованность - это главное условие успешной карьеры. Президент в майском указе потребовал за шесть лет вывести Россию по качеству общего образования в мировую десятку стран-лидеров. Будет вестись работа по девяти направлениям, среди которых «Цифровая школа», «Успех каждого ребёнка», «Молодые профессионалы», «Современные родители», «Социальная активность», «Современная школа», «Учитель будущего», «Новые возможности для каждого», «Повышение конкурентоспособности Российского высшего образования».

Почему не две ставки

Олег Смолин

«По индексу образования второй год подряд Омская область входит в пятёрку лучших, - рассказывает депутат Государственной Думы РФ Олег Смолин. - Сейчас около 45 законопроектов находится на рассмотрении Думы. Один из них - об изгнании из законодательства так называемых образовательных услуг. Мы никого не обслуживаем, мы служим детям. Я уверен, что школа должна быть храмом знаний. Торговцам услугами в образовании нет места. По информации Общероссийского народного фронта, в 75 регионах не исполняются майские указы президента. Большая разница в регионах в зарплатах за один и тот же труд. На Ямале - 92 тыс. руб., а в Алтайском крае - 20 тыс. Нагрузка на одного учителя составляет 28 часов, количество учителей, работающих на две ставки, увеличилось с 7 до 13%. Помните присказку: работаю на полторы ставки, потому что на одну есть нечего, а на две некогда».

Подходит, но не всё

Валентина Коробкова

«Это вовсе не чуждые нам технологии. Заслуга сингапурцев в том, что они весьма толково их собрали и структурировали, - считает директор омской СОШ № 41 Валентина Коробкова. - Здесь чувствуется и влияние советской педагогической системы, по которой мы когда-то работали. Сейчас в школе много учителей в возрасте, с опытом, они с ней знакомы. Для этих методик важно, чтобы процесс обучения не был формальным. Дети должны взаимодействовать друг с другом, не просто усваивать информацию от учителя, а создавать некий интеллектуальный продукт. Поэтому надо отнестись к сингапурской системе разумно. В целом она не совсем подходит. У нас менталитет немного другой, чем тот, на который она рассчитана, у нас не такое уж и богатое финансирование, чтобы готовить много раздаточного материала, но элементы её весьма эффективно можно внедрять в учебный процесс».

Принцип четырёх К

Татьяна Дернова

«Мы не имеем права работать так, чтобы наши дети отставали от современных реалий жизни. Сегодня изменилась профессиональная роль учителя и преподавателя. Крайне важными становятся функции организации учебной, проектной и исследовательской деятельности и образовательных практик, – сказала министр образования Омской области Татьяна Дернова. – Образовательные учреждения должны формировать у ребёнка новые компетенции. Принудительной школе приходит конец. Урок должен быть основан на подлинном интересе школьников, их постоянной мотивации к командной работе, проектной практической деятельности.

Регион принимает так называемый принцип 4К, характеризующий сингапурскую систему образования. 4К - это критическое мышление, креативность, умение коммуницировать и командная работа. Необходимо переступить через идею, что электронные гаджеты нам мешают. Если они не вписываются в нашу систему работы - значит, это явный признак необходимости менять саму систему. Гаджеты сегодня - инструмент, приносящий новый способ мышления. Прогресс остановить нельзя, но им надо управлять».

Кстати

В России заговорили о раздельном обучении. Кое-где такую систему обучения вводят, и общеобразовательные учреждения работают по новому принципу, например, в Москве. Скажете, что столичные школы всегда были открыты для экспериментов, и ошибётесь. В Республике Коми таких школ около 500, появляются они и на Ставрополье, в Благовещенске, Иркутске, Амурской области. Педагоги считают, что подход в обучении должен быть разным, а психологи поясняют: для мальчишек всегда важны цели, а для девочек - процесс обучения. Кстати, элитное образование в той же Англии - раздельное.

Смотрите также: