От учёта до благоустройства. Чем в Омске занимались первые правоохранители?

Казаки станицы Елизаветинской (Черлакский район) - начало 20 в. © / Музей истории УМВД России по Омской области

О работе полиции на территории Омской области с момента её образования в 1822 году в Музее УМВД России по Омской области рассказывают разные документы, фотографии, экспозиции.

   
   

Объём сведений невелик, и они достаточно отрывочны, так как в предшествующие годы в областном центре случилось несколько пожаров и многие архивные документы сгорели в огне. Кроме того, в течение XIX века произошло несколько административно-территориальных преобразований и часть архивов оказалась за пределами региона. Но и сохранившиеся материалы дают представление, насколько непростой и интересной была полицейская деятельность за пределами городского центра.

О задачах и финансах

В XIX веке вся сибирская полиция, в том числе и омская, наряду с охраной правопорядка и обеспечением деятельности пожарных команд была ориентирована также на решение других задач - как значимых, так и странных с современной точки зрения.

Значимые - это, например, исполнение функций паспортно-визовой службы (ведение ведомостей рождающихся, вступающих в брак и умирающих, учёт прибывающих и убывающих лиц, а также иностранцев), надзор за правильностью торговли, соблюдением винной монополии, исполнение приговоров и осуществление судопроизводства по мелким административным нарушениям.

А странными можно назвать такие задачи, как решение вопросов благоустройства, санитарного состояния населённых пунктов, проведение строительства, объявления о торгах. Но особенно впечатляет, что в ведении полиции были даже «некоторые вопросы культуры и идеологии».

К сожалению, о служебных «романсах» (читай - о решении культурных вопросов) нам не известно, а о финансах - до копеечки. Генерал-губернатор Западной Сибири Пётр Капцевич, стараниями которого и была образована Омская область, в 20-е годы XIX века признал необходимым улучшить состояние полиции в ряде сибирских городов и поручил губернскому и областному руководству регионов составить проекты полицейских штатов. По проекту Управления Омской области на содержание полицейской и пожарной команды требовалось 8012 рублей 45 копеек, из этой суммы на жалованье, провиант и амуницию - 2777 рублей 30 копеек.

Генерал-губернатор Западной Сибири П. М. Капцевич, 1822-1828 гг. Фото: Музей истории УМВД России по Омской области

Казаки-полицейские

В музейной экспозиции представлен снимок начала XX века, на котором изображены казаки станицы Елизаветинской Черлакского района. Полицейские функции выполнялись казаками вплоть до упразднения полиции в 1917 году.

   
   

В соответствии с главой III §22 Устава о казаках 1822 года, их деятельность осуществлялась по двум направлениям – охрана порядка и наблюдение за ссыльными. В качестве охраны они проводили ночное патрулирование, конвой казённого транспорта, поимку беглых в городах и уездах, наблюдение за благочинием на сельских и иногородних ярмарках. В отношении ссыльных от казаков требовалось участие в разъездах и пикетах около заводов и фабрик – дабы предупреждать побеги, препровождать их на этапную дорогу, составлять конную стражу на этапах.

В 1839 году в Омске был создан 8-й округ корпуса жандармов, сформированный из казаков (26 человек), в задачи которого входило проведение политического сыска и следствия по делам о государственных преступлениях и контроль за настроениями в различных слоях населения.

Чем же отметились по службе казаки станицы Елизаветинской? Сведений о том не сохранилось, но, учитывая сравнительно недалёкое расположение казачьей станицы Черлак (около 17 км), где с середины века стала проводиться Покровская ярмарка - торговали мясом, кожей, скотом, - можно предположить, что кто-то из них выезжал участвовать, согласно уставным обязанностям, «в наблюдении за благочинием на сельских и иногородних ярмарках».

Разъяснение унтер-офицерам

В 90-е годы XIX века через Омск был проложен участок пути почти в 1000 км - Макушино - Чулымская – из Курганской в Новосибирскую область. На территории Омского региона появились свои железнодорожные станции. Возникла необходимость обеспечения общественного порядка и безопасности при эксплуатации железных дорог. В 1893 году образовано Омское жандармское полицейское управление железных дорог.

В задачи входили розыск и дознание по уголовным делам на участках дороги, контроль за целостностью пути и сооружений, помощь пострадавшим при крушении поездов и даже… проверка продуктов в станционных буфетах. Раз в месяц требовалось обходить вверенный отрезок железной дороги. Унтер-офицерам предписывалось «знать всех – не только служащих, но и проживающих в районе железной дороги в лицо, ведать все жилые помещения как на станциях, так и в полосе отчуждения, ближайшие к дороге сёла, посёлки, отдельные дома».

Как выглядели стражи дорог почти два века назад демонстрирует музейная фотография 1890 года - унтер-офицера железнодорожной жандармерии Я. С. Власова с семьёй. Этот редкий снимок своего дальнего родственника передал в музей житель Омска И. И. Власов.

Унтер-офицер железнодорожной жандармерии Я. С. Власов с семьёй, 1890-е гг. Фото: Музей истории УМВД России по Омской области

Нагрузка на унтер-офицеров, несмотря на немалое их количество (по штату омскому управлению полагалось иметь 110 человек), была серьёзной. И, видимо, не всем удавалось с нею справляться в полной мере. О том свидетельствует музейный документ 1916 года - приказ начальника Омского жандармского полицейского управления железных дорог № 64 «Разъяснение унтер-офицерам значения полицейской власти». В нём, в частности, отмечается:

«…Некоторые думают, что полиция - это начальники над населением, тогда как цель учреждения полиции не начальствование, а попечение о безопасности и порядке среди населения, наблюдение, чтобы никто и ничем не осмелился вредить общественному спокойствию, здравию и собственности населения. Полиция, отправляя наружную службу, вмешивается только тогда, когда нужно предотвратить беспорядки, она проявляет свою деятельность, когда последовала жалоба или… нужно пресечь явно угрожающую опасность людям, их жизни, здравию или имуществу. При обращении в таких случаях с кем бы то ни было полиция действует вежливо и терпеливо, но с твёрдостью и энергией. Всякое неосновательное обращение ею по службе к пассажирам или к агентам железной дороги, да ещё с недостаточной вежливостью, ведёт к неудовольствию на жандармов, и, таким образом, последние являются сами как бы нарушителями порядка и спокойствия...».

Звучит почти как кодекс этики для железнодорожных полицейских.