Общественники призывают рассказать о выбросах. Телефон - круглосуточный

Эксперты собрали представителей омских СМИ, чтобы призвать читателей поделиться информацией. © / Александра Горбунова / АиФ

Директор природоохранных программ экологической организации «Зелёный патруль» Роман Пукалов специально прибыл в Омск, чтобы помочь местным общественникам в расследовании ситуации с этилмеркаптаном. На пресс-конференции в МКР-медиа он и блогер Игорь Фёдоров рассказали омским журналистам, к каким выводам они пришли и каких ещё выбросов можно ожидать в нашем городе.     
   

Как недавно писал omsk.aif.ru, Игорь Фёдоров настаивает: первые выбросы этилмеркаптана или чего-то похожего на него были зафиксированы в Омске ещё 17 февраля, а отнюдь не 9 марта. «Тогда нас успокоили, что это одна из ГРС города, но какая именно, так и не объявили, – говорит Фёдоров. – И когда ситуация повторилась, соответствующие надзорные органы оказались к ней не готовы».

О дихлофосе и этилмеркаптане

По словам блогера, каждый из нас может у себя в квартире устроить такой химический «взрыв», который был в городе, с помощью… дихлофоса. Он в числе прочего содержит пропан-бутановую смесь и, следовательно, какой-то одорант, может быть, не именно этилмеркаптан, но что-то из группы меркаптанов – точно. Общественник также считает, что не стоит зацикливаться исключительно на этилмеркаптане, следует искать и другие производные этого вещества.

И самое главное: по мнению Игоря Фёдорова, мы сейчас просто временно успокоились, потому что ветер сменился. И «вредные» запахи не доносятся не потому, что утечка или разлив найдены и ликвидированы, а потому что они теперь летят в другую сторону.

Игорь Фёдоров пытался лично, как сейчас все говорят, органолептическим методом, то есть с помощью собственного обоняния, найти зловредный источник. Поиски привели его в тот самый северо-западный промышленный узел, на тот самый полигон «Омского каучука». Однако попасть на сам полигон эксперт не смог: с одной стороны, дорога такая, что ни пройти ни проехать, а с другой – сторожа, которые никого не пускают.

«На мои многочисленные призывы пустить людей, чтобы все могли убедиться, что там есть и чего нет, нам просто отвечают, что они этилмеркаптан в производстве не используют», – сетует Игорь Владимирович.  

У людей давно такая ситуация

«Мы фиксируем обращения из Подгородки, писали люди, что пахнет газом в районе лагеря «Берёзка» и при повороте на посёлок Береговой, – говорит общественник. – Это значит, что у омичей просто временная передышка, пока опять ветер не сменится на северный».

   
   

В «Зелёный патруль» также поступило много обращений омичей. Причём, что интересно, жители Николаевки и Новоалександровки говорят, что у них после газификации такая история повторяется регулярно, а не только в обозначенные мартовские дни. Московский эксперт намерен встретиться с жителями этих посёлков и проверить информацию на месте.

«Я бы не сбрасывал со счетов и ГРС, и такую крупную организацию, как «Омскгоргаз», которая почему-то вообще, насколько я знаю, не рассматривается в качестве виновника, – говорит Роман Пукалов. – Все они, по нашему мнению, нуждаются в проверке». 

Кстати, общественники готовы круглосуточно принимать звонки от людей, которые по каким-то причинам не хотят делиться информацией с надзорными органами, по номеру 8-962-056-50-06.

Оба эксперта будут собирать информацию от омичей и проверять её ещё в течение всей следующей недели. Примерно к пятнице они будут готовы передать её следственным органам. «Пока конкретное предприятие мы назвать не можем, – говорит Роман Александрович. – Но через неделю, надеемся, будем готовы передать информацию в Следком и озвучить её СМИ».

Это сделали люди

По мнению Игоря Фёдорова, утечка – творение рук человеческих и это явно именно утечка, разлив.

«Если бы человек, условно говоря, какой-то краник откручивал с этилмеркаптаном, то он бы его закрутил, как только понял, что наделал что-то не то. А здесь явно никто уже ничего сделать не может, потому что явно уже всё случилось и вернуть назад нельзя».

По мнению блогера, тот, кто допустил этот инцидент, явно знал, что творит, и понимал, что его не найдут из-за того, что в Омске просто нет технических возможностей для обнаружения этилмеркаптана.

Приборы готовы работать

Роман Пукалов заверил, что привёз в Омск специальные инструменты для забора проб, а его специалисты имеют для этого необходимую квалификацию и аккредитацию. Он же отметил, что в Омске, к сожалению, нашёлся всего один прибор, который может определять этилмеркаптан, – ГАНГ-4, он был у регионального минприроды, которое без вопросов передало его центру мониторинга окружающей среды.

«К сожалению, прибор очень капризный, плохо переносит смену концентрации газов, поэтому, по моей информации, он уже требует калибровки. Более того, в нём уже кассета практически истрачена», – рассказал представитель «Зелёного патруля».

Также Роман Пукалов напомнил, что уже обозначал собственную позицию по поводу «назначенных» виновников утечки этилмеркаптана – буферных прудов ОНПЗ и нижегородской фирмы, ведущей их реконструкцию.

 «Повторяю, что в буферные пруды после двойной очистки [стоков] этилмеркаптан не мог попасть, это противоречит всем законам химии и физики», – отметил эксперт и добавил, что ему даже импонирует настойчивость нижегородцев, готовых идти в суд в связи с предъявленными им обвинениями.

В общем, пока мы все ждём следующей недели и новых результатов исследований от общественников и надзорных органов.