Первый конгресс казахов Омской области состоялся в селе Одесском в канун встречи глав двух соседних государств.
Это ближняя территория, граничащая с Республикой Казахстан. Здесь граница делит казахов на «русских» и «казахских», но российские не считают себя диаспорой. «Мы - аборигены», - говорят они.
Считается, что в Прииртышье самое крупное этнокультурное сообщество казахов. Они вторые в Омской области по численности населения. В Казахстане даже говорят, что семейно-бытовые традиции лучше сохранены здесь, у «русских» казахов. За архаикой сюда приезжают этнографические экспедиции во главе с учёными и фольклористами.
Первый Курултай
До казахстанской границы из Одесского рукой подать, каких-то 18 км. Поэтому здесь и решили собрать представителей казахских общин со всей Омской области, пригласили в гости соседей. С обсуждением вопросов определились сразу: сохранение и популяризация традиций. К сожалению, уходит из жизни последнее поколение носителей, знатоков, хранителей народных обычаев, педагогов, передающих национальный колорит в песне, танце, предметах быта. Сохранить этнокультурную самобытность нации помогут центры казахской культуры. Их создали в регионе и строго наказали им соблюдать преемственность поколений в передаче ценнейшего опыта в освоении народных традиций. Как это сделать - и решали на конгрессе.
Например, с помощью языка. Казахский изучают в семи школах Омской области. В Омском госуниверситете действует центр изучения казахского языка. А где язык, там и слово. В Омской области выпускается газета на казахском языке «Омбы Казактары». Издание входит в число трёх казахских газет России, которые выпускаются с регулярной периодичностью и распространяются по подписке. Такие есть только в Астрахани и Оренбурге.
Ещё одна грань - туристическая. Об этнографическом туре «Азиатская экспедиция» в аул Каразюк Нововаршавского района рассказала директор Каразюкской общеобразовательной школы, руководитель одного из первых в регионе школьных центров изучения казахского языка и культуры «Байтерек» Шолпан Сексембаева.
Аулы Каразюк и Каржас
Крохотная школа Нововаршавского района, где учится всего 50 учеников и преподают восемь учителей, включена в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». В прошлом году за научные исследования школа получила грант, на который приобрела национальную войлочную юрту. В Каразюк уже организовали этнотур, чтобы знакомить омичей и гостей региона с культурой и бытом кочевников.
Трудно ли ужиться под одним небом? Ничуть, если у наций есть одна историческая общность.
У поселения богатая история - оно почти ровесник Омска. Есть что рассказать. Завлекают сюда туристов мастер-классами и хорошим столом. Знакомят гостей с национальной кухней и раскрывают тайны Каразюка. Например, рассказывают о судьбе легендарного предка Кошкарбай-батыра. Он храбро сражался за родной дом и трудился на благо рода. Жители аула надеются, что когда-нибудь небольшое казахское село станет центром паломничества туристов.
Не о туристах, а о национальной памяти задумались в региональной казахской национально-культурной автономии Омской области. Общественники обратились в этом году в городской совет с просьбой о переименовании остановки «Овчинно-меховая фабрика» в «Каржас». Исторически на этой территории располагался аул, названный в память о древнейшем казахском роде. Сейчас здесь пустырь, а когда-то Каржас был включён в перечень важных объектов культурного наследия региона. 40 лет назад археолог Борис Мельников этому поспособствовал. На месте погребальных сооружений казахи планируют создать мемориальный комплекс.
Изучают аул Каржас и этнографы. Они считают, что первое оседлое поселение появилось на этом месте после победы над джунгарами в начале XVIII века. Одна из легенд гласит: «Казахи обитают здесь с тех времён, когда верблюд, стоя на одном берегу Иртыша, щипал траву на другом берегу». Стойбище Каржас было летовкой Каржас Акша, то есть временным. Селение на его месте, получившее то же название, образовалось в начале XX столетия. Теперь оно - часть омского левобережья.
Археологические раскопки ни разу не проводились, а надо бы. Наверняка здесь можно найти немало следов средневековья и, наверное, железного века. Старое кладбище может таить много интересных находок. Ещё в советские годы здесь сохраняли интересный обычай захоронений. На детских могилах стояли детские колыбели и кроватки - это из языческого обряда.
Территория нуждается в благоустройстве. Хорошо, если тут появятся пешеходные дорожки и памятные знаки. Всё-таки это археологический памятник - и единственный ровесник Омска.
Конгресс - ежегодно
Конгресс тоже будет способствовать консолидации народов Омского региона. В мероприятии приняло участие 72 делегата из 12 районов области и двух районов Республики Казахстан. В итоге решили, что будем проводить такие встречи ежегодно».
Ближний сосед лучше дальней родни
У нас всегда были друзья в Казахстане. Сегодня это продолжается: мы возим в республику хлеб, активно завозим многие товары и продукты оттуда, берём строительные материалы, щебень, уголь и многое другое. Это взаимовыгодное сотрудничество».
Историческая родина
За всю историю нашего района не было ни одного конфликта на национальной почве, потому что дружба народов скреплена на протяжении ряда десятилетий. Ничего не надо делить, нужно это сохранить и передать следующим поколениям», говорит Нагима Тасина, руководитель Центра казахской культуры «Достык - Дружба» (Таврический район).
Смотрите также:
- Настоящая сибирская машина времени находится в Большеречье →
- От Омска до Казахстана: Почему исчезает дружба народов? →
- "Деревенский рецепт" национального мира →