Примерное время чтения: 11 минут
5547

От Омска до Казахстана: Почему исчезает дружба народов?

АиФ в Омске № 8 (715) 19/02/2014 Сюжет Гость редакции: самые интересные интервью
Сибирскому центру казахской культуры «Мөлдір» исполнилось 25 лет.
Сибирскому центру казахской культуры «Мөлдір» исполнилось 25 лет. / Александра Горбунова / АиФ

От Омска до границы с Казахстаном – несколько часов езды на машине. Казахи в нашем регионе – это 4% от общего населения области, что примерно составляет 100 тысяч человек. Они – коренные омичи, которым очень часто задают вопрос: «Почему вы не уедете в свою страну?».

– Вот у меня в Казахстане никого нет, меня там никто не ждёт, все мои родные и близкие здесь, в Омске, – разводит руками Алтынай Жунусова, руководитель Сибирского центра казахской культуры «Мөлдір». – Зачем мне туда уезжать? Наша семья здесь испокон веков живёт. Мы – сибирские казахи.

Ровно 25 лет назад, в феврале 1989 года в Омске одним из первых в Советском Союзе появился национальный казахский центр. Его бессменный руководитель, Алтынай Жунусова – гость нашей редакции. О межнациональных отношениях и о том, почему у казахов развито чувство родной земли, в отличие от русских – в интервью «АиФ в Омске».

«Откуда вы?»

Ольга Николаева, omsk.aif.ru: Алтынай, почему до 1989 года никаких подобных культурных центров в Омске, да и вообще в СССР, не было? У нас ведь многонациональная страна, а казахи, татары, украинцы или немцы в России не вчера появились.

Алтынай Жунусова: Другая политика государства. Тогда считалось, что нельзя выделяться, что мы советский народ, общая серая масса. И никто не говорил, что, к примеру, я казах, а ты – украинец. Но у людей другой национальности потребность в таких центрах назревала давно. Я в конце 80-х годов прошлого века, будучи студенткой колледжа культуры и искусств, начала чувствовать: чего-то не хватает. Мы с другими студентами-казахами собирались то в одном вузе, то в другом. Общались. Студенты из Казахстана тосковали по своей родине, а мы не понимали – почему? Для нас же, в отличие от них, Омск давно стал родным домом. Так вот, они собирались, брали домру, которую мы даже в руках не знали, как держать, и пели народные казахские песни. Я слушала их, плакала и понимала – вот, чего мне не хватало. Как будто я что-то давно потеряла и, наконец, нашла. Национальное самосознание – оно же на генном уровне. Потом в газете появилось объявление о том, что ДК «Сибзавод» проводит цикл вечеров, первый из которых посвятят казахской культуре. Вы не поверите, но в зале на 500 человек кое-как разместилось 700, а на улице осталось ещё примерно 500 желающих, кому не хватило места! После этого и появился наш казахский клуб «Мөлдір», который переводится «чистый», «прозрачный». В 1992 году мы уже стали национальным центром, в котором есть вокальные и хореографические коллективы, домбровый ансамбль. Мы пропагандируем этноспорт – это казахская национальная борьба «Казакша курес».

Алтынай Жунусова, руководитель Сибирского центра казахской культуры «Мөлдір». Фото: АиФ / Александра Горбунова

– Я так понимаю, казахов в Омске «понаехавшими» называют неоправданно?

– Омские казахи – коренные омичи, мы не диаспора. Вся моя семья испокон веков живёт на омской земле. Мы сибирские казахи, а в Казахстане у меня и родственников-то нет, кроме сестры, которая уехала в Кокшетау и работает в местном театре. На праздновании юбилея нашего центра Николай Томилов, известный омский историк, хорошо сказал о том, что когда русские пришли в Сибирь, казахи уже здесь были. Вот и меня всегда удивляет вопрос: «Откуда вы?». Ребята, мы всегда здесь были (смеётся). Для меня Омск – родной дом.

«Олимпиада разбудит патриотизм»

– Алтынай, в Омске национальных праздников, будь то татарские или казахские, проводят порой больше, чем русских. Почему, на ваш взгляд, подрастающему поколению омичей не прививают исконно русские традиции или обряды?

– Русские традиции сейчас тоже возрождаются. У нас в сибирский культурный центр приходят детки, надевают сарафаны, ленты в косы вплетают и хороводы водят, и русские обряды изучают… Что касается казахских семей, то не думайте, что в наш центр каждая семья детей поведёт. Да и мы, если честно, не всех принять можем, у нас один Дом дружбы на все национальные центры города. Но свою культуру казахи в семьях хранят. Казахские семьи всегда держатся вместе, родственники всегда придут на помощь, это у нас передаётся из поколения в поколение. Семейные узы очень сильны.

25-летие Центра казахской культуры казахи отметили праздничным концертом. Фото: АиФ / Александра Горбунова

– Почему всё-таки важно не забывать свои корни?

– Необходимо объяснять это детям с самого раннего возраста. Самостоятельно осознать это малыши не могут. Именно поэтому нужно с малых лет рассказывать им про предков, водить на национальные праздники, одевать их в национальные костюмы… Недавно к нам в центр привели маленького мальчика и я у него спрашиваю: «Ты кто? Русский или казах?». Он, не задумываясь, отвечает: «Русский!». Ну как так, если у тебя мама Халима, а папа Аблайхан? И знаете, что ребёнок отвечает? Что у них в садике все русские  значит, он тоже! Национальное самосознание можно разбудить с помощью казахских народных песен, стихов, танцев. От этого и душа счастлива. Любовь к родному языку, традициям и обрядам начинается с семьи. Ещё первый президент России Борис Ельцин отмечал: «Не заступаясь за язык и духовность других народов, мы не сможем стать справедливым государством!».

Национальные песни способны пробудить интерес к родной культуре. Фото: АиФ / Александра Горбунова

– При всей своей любви к стране на генном уровне, люди из Казахстана часто переезжают в Россию, в том числе в Омск. А как же страну свою поднимать?

– Переезжают в основном из-за учёбы или работы. Хотя та же Астана сегодня – прекрасный город! Такое ощущение, что в нём хотели сделать мини-Дубаи. В столице ощущается дух богатства, процветания. И, поверьте, в Омске есть молодёжь, которая получает здесь диплом, но уезжает делать карьеру в Казахстан. Я знаю много людей, которые, уехав из Казахстана или России в другие страны, возвращаются обратно. Знаете, что говорят? Что не могут без родины. Родина – она как мать, её не бросают, когда она дряхлая, старая, немощная. Её нужно любить такой, какая она есть, быть с ней, помогать подниматься.

– Почему же тогда все русские так мечтают уехать из России? Где мы потеряли патриотизм?

– В одних людях есть чувство патриотизма, а в других или мало, или совсем нет. И едут они туда, где в бытовом или социальном плане жить комфортнее, но через некоторое время всё равно начинают тосковать по родине. Тоскуют по той земле, где ты родился и вырос, где тебя любят и помнят, и никогда не поздно вернуться туда, откуда ты родом. Кстати, заметьте, как в Сочи болельщики на трибунах своих спортсменов поддерживают! Вот это – настоящий дух патриотизма! Просто это чувство нужно разбудить – и я верю, что Олимпиада станет в этом плане хорошим стимулом. Приятно, что до сих пор россияне болеют не только за своих спортсменов, но и за представителей СНГ. Все мы ведь из одной страны.

Каждый должен знать свою национальную культуру, будь то казах или русский. Фото: АиФ / Александра Горбунова

– Так почему же, если мы все из одной страны, у нас так сильно обострился вопрос с межнациональной рознью? Прошло всего лишь 23 года с развала СССР, а дружба народов куда-то исчезает.

– Это всё зависит от людей – есть воспитанные, а есть хамы, которые на бытовом уровне разжигают межнациональную рознь. Но такие люди были всегда, и 25 лет назад тоже. Это ведь всё зависит от уровня воспитания. Простой, нормальный народ – он ведь ни с кем не хочет воевать! Он никогда не будет ставить себя выше другого народа, это полная чушь.

– То есть СМИ нагнетают межнациональную обстановку в стране?

– Бывает. Но не об этом нужно делать акцент. Вот на 25-летие нашего центра пришли только журналисты «АиФ в Омске», ещё одной газеты и одного телеканала. Остальные СМИ никак не отреагировали на этот повод. Хотя именно о народной культуре и надо говорить и писать. Мы соседние народы, должны узнавать друг друга. Зная культуру своего народа, ты начинаешь уважать культуру другого.

Казахи с гордостью надевают свои национальные костюмы, поют песни. Фото: АиФ / Александра Горбунова

– Вам не обидно, что при упоминании Казахстана у омичей, в первую очередь, возникают ассоциации с дешёвым алкоголем и одеждой? С чем Казахстан всё-таки должен ассоциироваться?

– С Великим Шёлковым путём, с прекрасной столицей Астаной, где хорошо развита инфраструктура. С первым человеком в космосе и Байконуром. С природой – Боровое – это же казахстанская Швейцария! С городами Алма-Атой, родиной великого Абая Кунанбаева – Семипалатинском! С древними городами Туркестаном, Сайрамом, Саураном, Таразом, музеями под открытым небом. Туристы приезжают со всех уголков мира, чтобы посмотреть на величественные и изящные архитектурные ансамбли, построенные более шестьсот и тысячу лет назад. С великим философом, мыслителем, музыкантом древности Аль-Фараби, названного ещё при жизни вторым Аристотелем. Аль-Хорезми, чьим именем назван предмет Алгебра и другими светилам Востока, внёсшими вклад в мировую сокровищницу культуры. Ещё с именем Султана Бейбарса правившим Египтом почти 20 лет и спасшим исламскую цивилизацию от монголов и крестоносцев. С именами героев войны 1812 года: воинами Казыбаем Чернышем, Акимом Болатом, Карынбаем Зындагулулы или Жакыпом Биляковым, получивший памятный подарок от самого Кутузова и многими другими. Ещё в своё время герой войны 1812 года Денис Давыдов говорил о казахах, что «этот народ наделен неугасимой силой, что он даже возродился после татарского ига с новыми силами и славой. Мы не знаем, какое политическое устройство будет у них, но не сомневаемся в том, что они, как и прежде будут нашими соседями и их отношение к нам – для нас не безразлично!».

И, конечно же, Казахстан должен ассоциироваться с гостеприимством, национально-самобытной культурой. Но точно не с тем, что вы перечислили. И туристические маршруты из Омска в Казахстан развивать нужно обязательно – там есть, на что посмотреть. Самое главное – чтобы войны не было. А дружба народов никуда не делась, она ещё крепче становится и Олимпиада это как раз и показывает. Просто об этом не говорят, но мы болеем друг за друг и радуемся общим победам. Уверена, что так будет всегда.

Досье
Алтынай Жунусова, руководитель Сибирского центра казахской культуры «Мөлдір». По образованию – дирижёр-хоровик. Окончила колледж культуры и искусств и ОмГУ им. Достоевского. Художественный руководитель казахского народного этнического ансамбля «Мөлдір».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах