«У нас стесняются платить». Уличный музыкант о песнях и поклонниках

Веселя народ, гармонист наблюдает за людьми и видит много интересного. © / Александра Горбунова / АиФ

«Любо братцы, любо, любо братцы жить…», - разносится над аллеей Строителей. Служащие близлежащих офисов понимают: пришёл уличный артист. Он появляется здесь три раза в неделю, иногда чаще. Улыбчивый, разговорчивый, ещё не старый мужчина в железнодорожном бушлате и с гармошкой в руках. Уличный музыкант Борис Меркулов поделился с «АиФ в Омске» подробностями своей жизни.

   
   

Рождённый в СССР

«Родился и вырос я в СССР, поэтому и подумать не мог, что когда-нибудь буду зарабатывать на жизнь, выступая на улице! Встать на учёт в качестве безработного не получается, потому что справку с места работы не могу получить. Головной офис находится в Москве, а там то ли забыли про меня, то ли денег на бумагу нет, - невесело шутит Борис Алексеевич. - До пенсии всего два года осталось, жить на что-то надо. Вот и езжу на «работу» в город - поднимаю настроение омичам».

Меркулов с семьёй живёт в небольшом городке под Омском. Земляки и не догадываются о его творческой карьере - у себя в провинции он не выступает. Неудобно.

Вполне возможно, дебют уличного артиста никогда бы и не состоялся, но в 2012 году он, сопровождая вагоны, застрял вместе с напарником на несколько недель в Хабаровске. Продукты закончились, деньги тоже, а работодатель заранее предупредил, что время простоя оплачивать не будет: сам в убытке. Мужики долго ломали голову, как быть. И тут Борис Алексеевич вспомнил про гармошку, которую всегда брал в поездку.


Потеряв работу, проводник

                                              стал уличным артистом.


«Первый раз пересилить себя и выйти на улицу было очень сложно, но я подумал: кто тут меня знает? Попробую, будь что будет! Поначалу смущался, но постепенно приободрился: люди идут, слушают, монеты кидают, многим - вижу по глазам - нравится. Через час, когда заглянул в футляр от гармошки, я обнаружил там тысячу рублей! - вспоминает уличный артист. - Ещё через час было уже две».

   
   

Довольный собой, Меркулов пошёл к напарнику. Когда показал ему заработок, тот позавидовал. С тех пор так и повелось. Во время своих командировок он стал выступать на улицах, и часто эти деньги спасали его с напарником от голода. Домашние отнеслись к его подработке спокойно. Сноха даже сказала: «Какая разница, как зарабатывать - главное, все довольны и семья не голодает».

Север - место денежное

Сопровождая вагоны, Борис Алексеевич объехал почти всю страну. Говорит, что самые денежные места в России, где люди хорошо подают уличным музыкантам, - Новосибирск, Сургут, Нерюнгри. В последнем он за пять дней 30 тысяч заработал! В северных городах не жадничают, бросают купюры, а не монеты. А легче всего заработать в Москве. Там люди идут непрерывным потоком, и редко кто остаётся равнодушным к его игре и пению. Есть даже поклонники, которые приходят специально его послушать, заказывают определённые песни.

«Верно говорят, что Москва - город больших возможностей, но ими ещё и воспользоваться нужно, - считает Борис Алексеевич. - Незадолго до увольнения я месяц простоял на станции Москва - Ярославское: охранял вагон и жил в нём. Получилось, что у меня своего рода квартира в самом центре Златоглавой - в вагончике ведь и душ, и туалет, и спать есть на чём. В свободное время ходил на Арбат, выступал. Эх, хорошее время было! Я тогда прилично заработал. Кстати, в Москве и с местными музыкантами договориться проще. Подхожу, спрашиваю, сколько ещё будет выступать человек, и занимаю время. А вот, например, во Владивостоке я чужой, залётный. А в маленьком городке Сковородино меня вообще полиция пыталась арестовать». Только, как оказалось, не за что. Кстати, и Омск, и люди в нём Борису Алексеевичу очень нравятся. Кидают музыканту хорошо, пусть и не крупными монетами, но постоянно, так что заработок его устраивает.

Хлеб ни у кого не отнимаю

Есть у уличных лицедеев и своя профессиональная этика. Например, Меркулов никогда не встанет рядом с бабушками. Зачем у них хлеб отнимать? А вот безногим десантникам не верит. По его словам, настоящий солдат никогда милостыню просить не пойдёт. И безногие и безрукие граждане в камуфляжной форме, ждущие подаяния, - это не что иное, как  обман публики. А вообще Борис Алексеевич не собирается постоянно зарабатывать на улице - сейчас он ждёт место. Пообещали ему вакансию на севере с хорошей зарплатой, вахтовиком. Однако и забрасывать гармонь-кормилицу тоже не хочет.

Настоящий солдат никогда подаяние просить не станет.

«Будет время - буду веселить народ. Я ведь играю, пою, а сам за людьми наблюдаю. Много интересного вокруг. У нас люди стесняются платить уличным артистам. Часто вижу: идёт человек, слушает, улыбается, даже шаг приостановит, а потом словно что-то вспомнит и прочь убегает. Как-то заприметил: бабушка чуть ли не каждый день приходит и по 100 рублей кладёт. Я у неё спросил, зачем так много, пенсия ведь небольшая. А она, мол, мне хватает, а твоё пение мне молодость напомнило, я душой отдыхаю, когда тебя, сынок, слушаю. А за это никаких денег не жалко».

Смотрите также: