С ним мы говорили о страхе, семейных династиях, вредных выбросах в атмосферу и о происшествиях в новогоднюю ночь.
Город под контролем
Марина Прожога, omsk.aif.ru: Дмитрий Викторович, МЧС в канун Нового года переходит на усиленный вариант несения службы. Понятно, что 31 декабря народ веселится, пьёт шампанское, но всё-таки, на какие происшествия чаще всего приходится выезжать?
Дмитрий Карпюк: На пожары, главным образом – в частном секторе. Ёлки, гирлянды, бенгальские огни, хлопушки, фейерверки – всё это повышает риск возникновения пожаров. В этом году областное правительство выделило деньги на приобретение 1,5 тысяч пожарных «извещателей». В ближайшее время они будут установлены в частных жилых домах, где проживают многодетные семьи. А вообще, наша служба готова к неожиданностям любого рода. У нас установлена система мониторинга, по которой круглосуточно отслеживаются вредные выбросы в атмосферу. Так что ситуация в городе у нас всегда под контролем, в праздничные дни особенно.
– Можно сказать и так. На карте города мы сразу увидим сегменты, где уровень вредных веществ превысил, например, допустимую норму. В основном, это относится к северной промзоне. В нормальном состоянии эти участки на карте горят зелёным цветом. Если приближается вещество к предельно допустимой концентрации, они загораются жёлтым цветом, а при превышении - должны были бы окраситься в красный цвет. Но за последние пять лет я подобных случаев не припомню. Хотя в этом году был зарегистрирован один случай возникновения чрезвычайной ситуации в регионе – это взрыв газа в многоквартирном доме в посёлке Конезаводкий и около 50-ти различных резонансных событий, повлекших гибель людей.
Правду не утаишь?
– Но иногда складывается впечатление, что от людей утаивают информацию. Возможно, чтобы не пугать. И даже если что-то серьёзное и происходит в городе или стране, кажется, мы всей правды всё равно не узнаём. В крайнем случае – спустя годы…
– Это не так. В действительности правду трудно утаить в наши дни. В дежурную смену ежедневно поступает несколько сотен звонков от граждан и организаций. Сообщают о пожарах, происшествиях, авариях. Например, о столкновении прогулочного катера «Полесье» с баржей звонок в оперативную часть поступил через пару минут после трагедии, а уже через семь минут на место аварии прибыли спасательные службы. Я сам осуществлял руководство по организации ликвидации последствий столкновения. В «золотой час» – время, когда пострадавшим можно оказать наиболее действенную помощь – мы успели уложиться. Так что случись что-то угрожающее жизни омичей, они тут же получили бы SMS-рассылку с предупреждением об опасности. Это лишь один из видов оповещения. У нас работает общероссийская система оповещения, есть аккредитованные СМИ, в которые информация регулярно поступает от МЧС.
– Сейчас в Госдуме России рассматривается закон о том, что по каждой специальности работники должны иметь профильное образование. То есть, если ты учился на учителя - то и работай учителем. А спасатель? Такой ведь профессии нет…
«Живу в пожарной части»
– А было когда-нибудь страшно? Ведь спасатель часто рискует собственной жизнью…
– Я потомственный пожарный. У меня оба деда, отец, братья, дяди были пожарными, мама работала инспектором госпожнадзора. Я вырос в пожарной части, в нашем доме находится четвёртая пожарная часть в Кировском округе, я 15 лет прожил там ребёнком, и уже взрослым 17 лет живу в пожарной части (смеётся). Ну, разве у меня был выбор, кем стать? А если серьёзно, то в другой профессии себя просто не мыслил. Я знал, что такое пожар, с детства по рассказам взрослых. Позднее участвовал в ликвидации крупных возгораний сам, таких как, например, взрыв цистерны на станции «Комбинатской», тогда там погибли люди, в том числе и начальник 16-ой пожарной части. Спасал детей из огня, видел погибших… К этому невозможно привыкнуть. Это сейчас у меня началась рутинная, бумажная работа. А тогда она была… нет, не интересная, это неверное слово. Она была необходимой. Я до сих пор считаю нашу профессию таковой. И страх, разумеется, есть. Ведь, если человек не боится, то он не живёт. Любой риск предполагает под собой проявление разумного страха. Но профессия спасателя, пожарного, подразумевает управление этими страхами, работу над собой. Чтобы, идя на оправданный риск, мог минимизировать его. А руководящий состав при ликвидации чрезвычайных ситуаций отвечает не только за себя, но и за своих подчинённых.
– Жена знала, за кого выходит замуж, она сама дежурный пожарной части – я уже говорил, что у нас трудовая династия. Но когда объявил, что ухожу из практической работы в кабинетную, она поддержала меня. И не из-за того, что прекращаю рисковать собой: она понимает, что человеку надо расти. А вот на семью по-прежнему времени не остаётся. Рабочий день начинается в 6.30 и заканчивается очень поздно.
– Ну а Новый год дома будете встречать?
– Хочется надеяться, но я много раз встречал Новый год в форме, думаю и нынешний не станет исключением. Бой курантов в рабочем кабинете – это нормально, наша служба непредсказуема.