В последних числах ноября в Москве проходил всероссийский слёт студенческих отрядов. Он был посвящён 55-летию движения. Присутствовали на нём и наши земляки.
- На слёт отправляется делегация из 22 человек, - рассказал перед поездкой в Москву Юрий Тюнев, в 1970 году возглавлявший сводный Омский студенческий отряд на строительстве Камского автозавода. - Всем участникам слёта сшили «бойцовки», из всех - я, наверное, самый старый стройотрядовец (смеётся), мне 73, но всё как сейчас помню. Кстати, я и старую свою «бойцовку» до сих пор храню.
Где жили?
Марина Прожога, omsk.aif.ru: Юрий Васильевич, ваш отряд строил завод КамАЗ. Сколько человек ехало из Омска, где жили? Так же как нынешние студенты - в домиках, на полном питании?
- А девушки в вашем отряде были?
Сколько платили?
- А верно, что в то время студенты были дешёвой рабочей силой, в которой остро нуждалась страна, поэтому студотрядовское движение получило такое развитие?
- Можно сказать и так. Хотя у меня на тот момент была самая высокая зарплата среди командиров, это уже потом выяснилось, после окончания смены: 1,42 рубля стоил мой трудовой день. Студентам платили меньше, но даже моя зарплата была относительно небольшой против тех цен, которые заламывали строительные артели и бригады. К тому же бойцы студотрядов перевыполняли норму, работали по 12-14 часов в сутки, так немногие могут. Среди отрядов шли трудовые социалистические соревнования, это подстёгивало, все хотели стать лучшими. Нам, кстати, руководство стройки даже зарплату задерживало, не хотело выплачивать, чтобы подольше работать остались. Куда мы без денег? Не уедем же! Поэтому в Омск вернулись с опозданием.
Как спасались?
- Вас как-то поощрили за то, что справились с возложенным заданием? Всё-таки 230 человек находились под вашей ответственностью…
- Поощрили (смеётся). Чуть с работы и из комсомола не выперли. Я когда всех своих бойцов привёз живыми и невредимыми, так радовался, что предложил отметить это в ресторане. Выкупили мы зал в ресторане «Маяк», выбрали день, назначили время. Ну а для того чтобы пригласить руководство института, членов областного штаба студотрядов, я решил напечатать пригласительные.
Это сейчас можно всё что угодно штамповать. А тогда разрешение требовалось особое, я его получил, напечатал открытки, разнёс и был очень горд собой. Однако оказалось, что из руководства, приглашённого в ресторан, пришёл всего один человек, он-то мне и сказал, что надо мной сгустились тучи. Я был удивлён. Но на следующий день всё выяснилось.
Меня вызвал ректор и сообщил, что на меня завели дело, собираются судить товарищеским судом за то, что я позволил такую вопиющую нескромность - отмечать в ресторане завершение трудового семестра! Меня спасло только то, что буквально через несколько дней проходил слёт студотрядовского движения, на котором мне вручили три награды за умелое руководство студенческими стройотрядами на строительстве завода КамАЗ.
- Почему, на Ваш взгляд, студотрядовское движение вновь набирает силу?
- Это мощное оружие развития патриотизма, гражданственности у молодёжи. А это важно сейчас как никогда. Молодёжь нужно учить работать, учить жизни. А как иначе?
Смотрите также:
- "За идею работать пока не умеем..." - признался Алексей Потейко, командир штаба студенческих отрядов →
- "Теперь я понимаю, что чувствуют негры" →
- Командовать в Сочи будет он! →