В качестве экспертов выступили Леонид Багдасаров, доцент кафедры химмотологии РГТУ им. Губкина, и Александр Глазов, заместитель генерального директора по производству «Газпромнефть-ОНПЗ».
Евро-5 – всем авто!
Абсолютно весь бензин и дизельное топливо с конца прошлого года выпускаются на ОНПЗ только стандарта Евро-5 в соответствии с требованиями технического регламента. Последней «точкой» в этом процессе стала реконструкция комплекса КТ-1/1, который после масштабного ремонта был запущен в ноябре 2015-го.
Этим фактически завершён первый этап модернизации завода, программа которой была «заточена» на выпуск топлива высшего (на сегодняшний день) экологического класса. Сегодня флагман «Газпром нефти» перерабатывает максимально возможное количество сырья, и теперь перед заводом стоит новая задача – увеличение глубины переработки. К 2020 году ОНПЗ планирует довести ее до 97%.
«К примеру, в США этот показатель равен 94%, в Японии – 91%, в Европе – 88%, – говорит Александр Глазов. – Наш же завод вполне может за ближайшие несколько лет выйти на запланированную глубину переработки».
Плюс катализаторы
Омский нефтезавод – это такая огромная химическая лаборатория площадью в 1290 га, где поступающая с месторождений нефть разделяется на составные элементы, а из них уже вырабатывается конечный продукт – будь то бензин, дизельное топливо, авиакеросин, битум, кокс, автомасла и многое другое. Не все знают, что более 50 лет на ОНПЗ выпускается и несвойственная ему продукция – катализаторы каталитического крекинга. Они, в первую очередь, идут на собственные нужды – не будь у нас этого производства, ОНПЗ пришлось бы, как почти всем российским заводам, покупать катализатор у иностранных производителей, – но хватает и для других: мощность производства на сегодня составляет порядка 3000 тонн. Это позволило омичам участвовать в тендере на поставку катализаторов для Московского НПЗ, также принадлежащего компании «Газпром нефть». В честной борьбе омичи победили, хотя участвующие в отборе иностранцы и прибегали к демпингу. И теперь, понимая, что вероятность потери выгодного российского рынка велика, наши заокеанские друзья вынуждены снижать цены на свою продукцию – потому что есть ОНПЗ, готовый и дальше развивать катализаторное производство.
Рынок нефтепереработки России и ближнего зарубежья сегодня нуждается примерно в 20 000 тонн катализатора крекинга в год. И когда в Омске появится новое производство, а оно будет именно новым, а не модернизированным, почти столько же он и сможет выдавать на-гора. «Газпром нефть» готова вложить порядка 15 млрд руб., чтобы к 2020 году на ОНПЗ выпускалось около 15 000 тонн катализатора каткрекинга и 6 000 тонн катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга. Это значит, что потенциально омский катализатор сможет вытеснить зарубежный, ведь каталитический крекинг, как подчеркнул г-н Багдасаров, – «мать многих нефтехимических процессов». Именно благодаря каткрекингу возможно увеличение глубины переработки нефти, а к этому стремятся все нефтезаводы.
Первый этап создания кластера
Эта самая «мать процессов» ведёт за собой множество «смежников» – все знают о так называемом синергетическом эффекте, когда одно вновь созданное рабочее место даёт ещё от 5 до 7 в других отраслях. Что это значит в нашем конкретном случае? Оборудование придётся монтировать, устанавливать, старое, возможно, демонтировать… Для этого будут привлекаться подрядные организации, в идеале хотелось бы, чтобы работа досталась омичам. А после запуска завода продукцию надо будет упаковывать, перевозить, утилизировать и т. д. – это даёт простор для развития малого и среднего бизнеса.
Кстати, для омичей есть и другая хорошая новость: как подчеркнул Александр Глазов, катализаторное производство будет отдельным юридическим лицом, и налоги будут выплачиваться в Омске. Предварительно это будет сумма порядка 450 млн руб. в год и около 10 млрд руб. за 2020-2040 гг.
Смотрите также:
- В гостях у нефтезавода. Что увидел Виктор Назаров во время визита на ОНПЗ? →
- Первый в России. На Омском НПЗ открыли центр по испытанию катализаторов →
- Омский НПЗ. Первый в России →