Минувшая рабочая неделя завершилась визитом в Омск Константина Симонова, генерального директора фонда национальной энергетической безопасности. В ходе круглого стола с журналистами он выступил с докладом о жизни отрасли в условиях новых международных вызовов России, а также ответил на вопросы.
Нефтяной миропорядок
По мнению Симонова, искусственное ценообразование в нефтегазовой отрасли на международных рынках негативно влияет не только на экономическую обстановку в России. В первую очередь, заниженная стоимость барреля нефти не лучшим образом сказывается на зарубежных нефтяных производствах. Дешёвый продукт не позволит самим американцам повысить объём получаемой сланцевой нефти – инвестировать будет нечего. Поэтому в прогнозах эксперта – закрытие конкурентного производства в течение года.
«Как ни парадоксально, но дорогая нефть положительно сказывается и на внутреннем, и на внешнем рынках. Нынешнее рекордное падение цен и уменьшение объёмов производств в добывающих странах скоро закончится. Стоимость нефти снова будет расти и даст необходимый толчок для выхода в лидеры российского продукта, - сказал эксперт. – Мировые проекты разработки новых нефтяных скважин в Иране и Ираке – сегодня не более чем утопия. В ближайшие 10 лет Россия не увидит достойных конкурентов на этом рынке.
Нынешнее рекордное падение цен и уменьшение объёмов производств в добывающих странах скоро закончится. Стоимость нефти снова будет расти и даст необходимый толчок для выхода в лидеры российского продукта.
Аналогична ситуация с отечественным газом. Несмотря на то, что Евросоюз активно ищет основного поставщика газа, отрезая нашу страну от мирового рынка, нужного объёма по запрашиваемой цене 250 долларов США за 1 кубометр сжиженного природного газа предложить сегодня Старому свету не может никто.
«Ту небольшую часть сбыта, которую за прошедший период Россия потеряла на европейском нефтегазовом рынке, мы планируем компенсировать в Азии. Основными драйверами роста отрасли выступят Индия и Китай, - заключил Симонов. - Сейчас в этих странах бурными темпами шагает индустриализация – густонаселённые города-гиганты наполняются автомобилями, открываются и наращивают мощности производства во многих сферах экономики. На эти и многие другие рынки «Газпром нефть», в чьи активы входит Омский нефтезавод, планирует поставлять продукты переработки – масла, битумы и прочее».
Докладчик подчеркнул, что визит в Омск не случаен. Омичам есть, чем гордиться – ведь местное нефтеперерабатывающее производство лучшее в стране. В последние годы завод прошёл по пути полной модернизации и адаптации к мировым экологическим стандартам. На данный момент Омский НПЗ поддерживает наиболее высокий уровень переработки в России.
«Сегодня у «Газпром нефти» есть перерабатывающие мощности в Москве, Омске, Сербии, ведется добыча сырья в Ханты-Мансийском автономном округе, на Ямале, в Томской, Тюменской, Оренбургской областях, и на Арктическом шельфе. При этом стоит отметить, что, хотя доля бизнеса Омского НПЗ в структуре компании в сравнении с временами «Сибнефти» снизилась, за последнее десятилетие завод получил беспрецедентную программу модернизации.
Для Омска сфера нефтепереработки всегда была одной из основополагающих в экономике региона, - отметил Константин Симонов. - Вопреки распространенному, но ошибочному мнению, что большая часть налогов нефтяников уходит в другие регионы, ежегодно омский нефтеперерабатывающий завод выплачивает в бюджет области порядка 3 млрд рублей (в 2005 году, когда предприятие было под управлением «Сибнефти» эта цифра составляла лишь около 700 млн рублей). Кроме того, на «Газпром нефти» также лежит ряд социальных обязательств, спонсорство культурных и спортивных проектов.
В заключении эксперт рассказал омским журналистам, отчего в нашей стране при низких мировых ценах на нефть дорожает бензин.
Рост цен на бензин зависит от особенностей российского налогообложения, а не цены нефти на мировых рынках.
«Рост цен на бензин зависит от особенностей российского налогообложения, а не цены нефти на мировых рынках, - уточнил Константин Васильевич. – Более половины в структуре цены составляют различные отчисления и сборы. Правительство традиционно наполняет акцизами на топливо федеральный бюджет».
Эксперт подчеркнул, что снижение налогового бремени нефтяников могло бы реально повлиять на бензиновые цены, и позволило бы снизить цену бензина в разы.