История рейса Сочи — Омск, который осенью 2023 года завершился аварийной посадкой в поле под Новосибирском, получила новое развитие в суде, о чём стало известно в начале декабря 2025 года . В конце ноября Центральный районный суд Омска постановил вернуть уголовное дело командира воздушного судна (КВС) Сергея Белова прокурору. Однако это решение вызвало протест: 26–27 ноября жалобы подали двое потерпевших и прокуратура. 28 ноября суд принял их к рассмотрению.
Подробности — в материале сайта omsk.aif.ru.
Чудо, ставшее испытанием
12 сентября 2023 года Airbus A320 с 161 пассажиром (в том числе 23 детьми) на борту столкнулся с отказом гидравлической системы. Вместо посадки в Омске КВС Белов направил самолёт в Новосибирск — там длиннее взлётно‑посадочная полоса и есть техническая поддержка. Но топлива не хватило: самолёт приземлился в пшеничном поле Убинского района.
Посадка, которую многие назвали чудом, обошлась без серьёзных травм. Первые дни пилотов чествовали как героев. Однако расшифровка бортовых самописцев выявила тревожные детали: экипаж не учёл, что самолёт летел с выпущенными шасси. Показания на табло остались без внимания, а ускоренный расход топлива сокращал шансы на благополучный исход.
От триумфа — к обвинениям
Росавиация классифицировала происшествие как инцидент и потребовала ужесточить контроль за расчётом остатка топлива. Однако расследование возобновилось: были выявлены 15 ошибок экипажа.
По версии следствия, Белов нарушил правила пилотирования: проигнорировал необходимость немедленной посадки в Омске (согласно Руководству лётной эксплуатации, при неисправности самолёт должен приземлиться на ближайшем аэродроме); продолжил полёт до Новосибирска, несмотря на критический рост расхода топлива из‑за неисправности шасси.
В результате был причинён материальный ущерб на 118,9 млн рублей и подано семь гражданских исков (по 1 млн рублей каждый) от пассажиров.
Хождения по инстанциям
Дело Белова изначально направили в Барабинский районный суд Новосибирской области (по месту посадки), но защита добилась переноса в Омск — большинство пассажиров живут там. Восьмой кассационный суд ходатайство удовлетворил.
На заседании 19 ноября в Омске Белов не присутствовал: у него сложное финансовое положение, а дома в Сочи — тяжелобольная мать‑инвалид. Его просьба о видеоконференцсвязи была отклонена судьёй Ольгой Айринг.
Во время предварительных слушаний, которые длились более двух часов, адвокат Белова заявил, что пилот категорически отрицает вину и готов отстаивать позицию вплоть до Верховного суда. Защита ходатайствовала о возвращении дела в прокуратуру — судья удовлетворила просьбу.
Что дальше?
«Поступило представление от прокуратуры и две апелляционные жалобы от двух потерпевших на постановление Центрального районного суда. Представление и жалобы приняты, и в ближайшее время суд направит извещения всем сторонам, в том числе и другим потерпевшим. После материалы будут направлены в Омский областной суд», — прояснили ситуацию корреспонденту сайта omsk.aif.ru в пресс-службе облсуда. Однако, сколько по времени займёт этот процесс неизвестно.
При этом часть пассажиров не считает себя потерпевшими. Например, омичка Мария Валенкова хранит билеты с того рейса и называет 12 сентября своим вторым днём рождения. Она планировала поддержать пилота в суде, но не смогла попасть на заседание.
Так история, начавшаяся как рассказ о чудесном спасении, превратилась в сложный юридический спор о границах профессиональной ответственности, цене решений и праве на ошибку, когда на кону — сотни жизней.