Пешеходные «зебры» давно перестали быть зоной безопасности для омичей. Здесь вас не только может сбить с ног какой-нибудь не слишком трезвый лихач, но и даже… забить до смерти. Соблюдение правила дорожного движения и этикета нынче, увы, не в моде.
Только за минувшую неделю омские полицейские задержали 280 (!) водителей, успевших принять на грудь горячительное. Для обеспечения безопасности дорожного движения в выходные дни на дороги Омска и области заступает более 200 инспекторов ДПС, но печальная статистика неуклонно растёт.
Нелюди за рулем
Самый вопиющий случай – пьяный водитель «детского» автобуса. В воскресенье 14 июля около 11 утра экипаж ДПС прибыл для сопровождения колонны автобусов из лагеря «Дружные ребята». При осмотре транспорта и проведении инструктажа оказалось, что водитель пьян. Он сразу же был отстранён от рейса, однако проходить медицинское освидетельствование отказался. А в путевом листе водителя имелась отметка о прохождении перед рейсом… медицинского осмотра и допуск к управлению автобусом!
По мнению многих омичей, вся беда в том, что у нас нет такого понятия, как неотвратимость наказания. Водители, выпив и сев за руль, уверены, что их не поймают и всё обойдётся.
Именно так думал пьяный водитель автомобиля ВАЗ-21140, который в первом часу ночи в посёлке Сад Комиссарова буквально влетел в скутер «Торнадо». Водитель мопеда и пассажиры – две девушки – с травмами госпитализированы в больницу.
Но то, что случилось не так давно в городке Нефтяников, потрясло весь Омск. Маленькая предыстория: долгая совместная жизнь, две замечательные дочки, четверо внуков – омичи Александр и Валентина были счастливой парой. Были до рокового момента, когда тёплым летним вечером (в 22.00 в июне ещё светло) переходили спокойную вроде бы, практически без общественного транспорта улицу 22-го Апреля. Жизнь семьи перевернулась в один миг – прямо на пешеходном переходе у дома № 57 пару сбил автомобиль. 38-летний водитель не вязал лыка, в таком же состоянии был его пассажир. В материалах расследования зафиксировано, что водитель даже не смог вспомнить, с какой стороны шли пешеходы.
Как показала экспертиза, водитель Андрей Крючков был в состоянии алкогольного опьянения – алкоголь на выдохе 1,570 мгл, 3,140 промилле.
В тяжелейшем состоянии пенсионеры были доставлены в больницу. Женщину через несколько недель выписали домой, но предупредили, что переломы будут срастаться ещё несколько месяцев. А вот мужчина от полученных травм скончался.
«Дело на этой неделе собирались переводить в статус уголовного, – говорит Оксана Х., дочь пострадавших. – Пока всё наказание для этого отморозка – лишение прав. Столько много аварий за последнее время с пьяными водителями! А наше государство очень странно реагирует на это, не меняя законы».
Чья вина?
Обратная сторона медали, о которой в России, наверное, никогда не устанут говорить, – наши дороги. Страдают от них и пешеходы, и водители. Самая «урожайная» у нас в области в плане аварий трасса «Омск-Тюмень» – крупные ДТП на ней происходят постоянно. Причём, что удивительно, «трасса смерти» так и притягивает к себе трагедии самого различного характера. Недавний случай – 29-летний водитель ГАЗ-32212 в районе 539 км от Омска из-за технической неисправности потерял контроль над автомобилем. В результате «газель» съехала в кювет и опрокинулась. Ещё одна машина оказалась в кювете ранним утром пятницы. Авто сгорело вместе с водителем, который, судя по всему, просто уснул за рулём.
Власти понимают, что трасса ужасно перегружена и давно не соответствует своей категории. Губернатор обращался в правительство РФ, чтобы трассе повысили категорию и расширили её за счёт бюджета РФ. Самим этого сделать нельзя, даже если бы нашлись средства, – дорога федерального значения. Омску пообещали, что до 2017 года трасса будет полностью реконструирована. Но сколько ещё человеческих жизней она успеет забрать?
Дыры в асфальте
Можно долго и упорно рассуждать, что является причиной аварийности на наших дорогах: водители в свинском состоянии или свинское состояние проезжей части города? А можно просто сопоставить факты. Вечером летнего дня в омскую полицию поступил звонок от гражданина, сообщившего, что его автомобиль провалился в асфальт. На место тут же выехали соответствующие службы. По их данным, асфальт площадью 4 кв. м обрушился под автомобилем из-за подмыва грунта, вызванного повреждением трубо-провода под проезжей частью. 27-летний водитель и его супруга не пострадали.
– Я ехал по улице 22-го Апреля и внезапно асфальт... пропал, колодец провалился, я успел вправо манёвр сделать, – рассказывает Андрей Горбунов, владелец автомобиля, – «газель» слева ехала, она меня обогнала и выехала на встречную полосу.
Схожая ситуация произошла в начале июля на пересечении улиц Октябрьской и Гусарова. Гружённый бетонными плитами самосвал провалился в асфальт и буквально завис в воздухе над ямой, залитой водой. Пострадавших нет, не считая асфальта и хозяина дорогостоящего груза. Ну и совсем недавний случай, когда асфальт также «убежал» из-под колёс пассажирского автобуса прямо в центре города – у ТЦ «Флагман».
Увы, почему-то мэрия занимается ремонтом дорог только под бдительным «гнётом» прокуратуры. Что имеется в виду? Проверка прокуратуры показала, что на улицах Ленинского округа существуют дефекты асфальтобетонного покрытия. Причём дефекты, которые нарушают требования ФЗ «О безопасности дорожного движения». Прокуратура направила в суд исковое заявление с требованиями обязать администрацию города провести ремонт дорог.
И стоило этому произойти, как мэрия тут же отремонтировала аварийные участки. А говорили – денег нет. После этого прокуратура проверила соблюдение закона «О безопасности дорожного движения» по всему городу и выявила более 150 нарушений.
Печальная статистика
За 6 месяцев 2013 года в Омской области произошло:
- 1 189 случаев дорожно-транспортных происшествий.
- В 406 случаях сопутствующей причиной ДТП стали неудовлетворительные дорожные условия.
- В 150 случаях пострадали дети в возрасте до 16 лет.
- В 154 случаях наезды произошли по вине пешеходов.
- по 174 переходам, имеющим недостатки, выданы предписания.
- 354 тыс. человек оштрафованы на сумму 76 млн руб. по результатам фиксации правонарушений специальными техническими средствами.
От редакции
На недавнем заседании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в Омской области были оговорены многие способы решения существующих проблем. В дорожную сеть внедряются новые технические средства; проводятся профилактические мероприятия с участниками дорожного движения; разрабатывается программа пропаганды правильного поведения на дорогах. Всё это, безусловно, отлично, несмотря на то, что наверняка скоро снова начнут звучать слова: «дефицит бюджета», «нет денег», «делаем, что можем». Людям сейчас остаётся только надеяться на лучшее, а поступать как должно – оставаться бдительными и за рулём, и будучи пешеходом.
Официально
– Несмотря на некоторое снижение общего числа дорожно-транспортных происшествий, обстановка с аварийностью в городе продолжает оставаться сложной. Много случаев, связанных с наездами на пешеходов. В каждом десятом таком случае сегодня сопутствующей причиной становятся неудовлетворительные дорожные условия. В улично-дорожной сети не всегда присутствуют необходимые дорожные знаки и разметки. Происходит это в результате недостаточно организованной работы со стороны соответствующих служб. Сейчас принимаются меры для снижения количества подобных случаев ДТП. Одним из масштабных мероприятий, проводимых нашей службой совместно с общественниками, является акция «Охота на «зебру». В рамках которой с начала года в городе проведено более 1 000 проверок пешеходных переходов, составлено 52 административных протокола.
В Тюмень через Казахстан
Омичи же об этой дороге просто не слышали. Они не знают, что на ней есть подъезд к Тюмени, поэтому все лезут на Р402 («Омск -Тюмень»). В то же время М51 – трасса высокой категории, построенная в советское время, стоит незагруженной. Сейчас нужно проинформировать людей, показать им её. Тем самым часть транспортного потока уйдёт, и это позволит уменьшить количество ДТП. Заинтересованность в этом есть и с одной, и с другой стороны.
Кошмар сегодняшних дней
Живу недалеко от одной из основных магистралей, что рядом с Лукашевича, и на моих глазах произошло ДТП, когда причиной аварии было не просто состояние дорог, а действия дорожников: они подготовили ямы для укладки асфальта и бросили их. А в выходные именно на этом месте и произошло ДТП!
Сам я за рулём шестой год, и могу сказать, что самое главное и важное качество, которое нужно нынешнему водителю на дороге, – это терпение. Потому что сейчас водители каждый день тратят нервы на преодоление ям и колдобин. Ведь каждый раз, попадая колесом в выбоины, подвергаешь опасности не только себя, но и пассажиров.
А Гоголь говорил…
– Не устраивает то, что дорог нет вообще. Их качество ниже среднего. Хотя и хорошие трассы в омском регионе встречаются. Например, в сторону Павлодара, но она федеральная. Самая тяжёлая и разбитая, конечно, трасса «Омск-Тюмень». В других городах дорожная ситуация аналогичная, за исключением Екатеринбурга, Новосибирска, Сочи. Но в Сочи скоро Олимпиада, странно, если бы автомобили здесь проваливались в ямы. Решатся ли в России дорожные проблемы? Знаете, я очень люблю Гоголя. И что в России страшно, по его словам, так это дураки и дороги. И ничего со времён Гоголя не изменилось. Что касается провалившегося асфальта, то вот в этом сложно кого-то винить. Я был свидетелем, как в Чикаго после дождя провалилась дорога, так что везде бывает.