Со смартфоном за лекарством. Жизненно важные препараты защитят штрихкодами

В аптеке переплачивать не придётся? © / Максим Кармаев / АиФ

Суть нововведения проста: на упаковке с лекарствами разместят специальный штрих- или QR-код. Наведя на него камеру смартфона, пользователь сможет получить дополнительную информацию о препарате. Что должно исключить по­падание поддельной продукции на рынок.

   
   

Контрафакт исключён

Юлия Романчук, директор БУ ОО «Территориальный центр по сертификации и конт­ролю качества лекарственных средств» Омской области, отмечает, что желание исключить попадание на наш рынок поддельных лекарств ещё отнюдь не означает, что до внедрения системы встречались подделки на каждом прилавке.

«По статистике Минздрава России, на долю фальсифицированных препаратов на рынке приходится 0,01%. Росздравнадзор сообщает, что 0,81% от всех обращающихся на рынке препаратов в 2016 году признаны недоброкачественными, - подчёркивает эксперт. - Но даже от этой незначительной вероятности встретить поддельные препараты государство старается оградить потребителей».

По словам специалистов, есть и другие преимущества от внедрения штрихкодирования. Помимо проверки легальности лекарства, государство по электронной метке сможет отследить и пресечь случаи неоправданного роста цены. Она на жизненно важные лекарства будет привязана к чипу, а значит, контролирующие органы узнают о нарушении.

«Ко всему прочему, чипирование позволит наладить оперативное планирование и управление запасами лекарств на всех уровнях, включая стратегический, - продолжает Юлия Романчук. - Бывает, что в одном регионе возникает острая нехватка препаратов, но они есть в соседней области. Электронная система позволит оптимизировать процессы».

Несуществующие звенья

Игроки фармацевтического рынка и потребители с опас­кой ожидают, что расходы на внедрение системы приведут к резкому росту цен на всю продукцию аптек.

Светлана Карлова, заместитель начальника отдела по организации лекарственного обеспечения управления по фармацевтической деятельности и производству лекарств минздрава Омской области, спешит успокоить потребителей: в реальности нет предпосылок для столь существенного изменения цифр на ценниках.

   
   

«Штрихкоды или чипы появятся на упаковках жизненно важных лекарств. На эти препараты осуществляется государственное регулирование цен. Значит, у предпринимателей не будет возможности задрать цены, - разъясняет представитель министерства. - Более того, мы можем даже ожидать некоторого падения цен на ряд лекарств. Дело в том, что органы исполнительной власти субъектов утверждают оптовые и розничные надбавки, которые суммируются с отпускной ценой производителей. Эти надбавки превышать нельзя. С другой стороны, не так-то просто отследить количество посредников, через которых проходит препарат от производства до аптечного прилавка».

Чипирование поможет в госпланировании запасов.

Бывает, дистрибьюторы стараются ввести надзорные органы в заблуждение и указывают фиктивных посредников. Чипирование позволит отслеживать реальную цепочку и исключить из неё несуществующие звенья.

Провизор подскажет

В практике работы аптечных пунктов появилось ещё одно значимое для потребителей дополнение. С 1 марта, в рамках профессионального стандарта, сотрудникам отводится новая роль. Они не только будут продавать лекарственные препараты, но и подробно консультировать больных. Теперь потребители, пришедшие в аптеку без рецепта врача, могут рассчитывать на консультацию специалиста и советы по лечению, а также разъяснения правил употребления таблеток и порошков.

Хотя, надо признать, федеральное новшество не произведёт революционного эффекта в омских аптечных сетях, где давно уже провизоры являются в первую очередь консультантами.


0,01% - ДОЛЯ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ ЛЕКАРСТВ НА РЫНКЕ.


«Фармацевтическая деятельность регулируется большим количеством нормативных актов. Поэтому новый приказ Минздрава России только лишь обобщает все требования в одном документе, - рассказывает Юлия Романчук. - Фармацевтическое консультирование в Омской области было всегда. Никогда специалист не оставлял покупателя один на один с витриной. То же самое касается информирования о цене товара. Уже давно в рецептах содержится не название определённых таблеток, а международное непатентованное наименование. Врач озвучивает действующее вещество, а фармацевт предлагает перечень торговых наименований, имеющихся в организации, и их цену».

Действительно, с 1 марта сотрудникам запретили скрывать информацию о наличии в аптеке дешёвых аналогов сравнительно дорогих лекарств. На непредставление этих сведений частенько жаловались экономные пациенты. Однако нормативно не оговорено, сколько аналогов должен перечислить сотрудник аптеки. Это требование может быть установлено внутренними документами организации. Будет странно, если фармацевт станет озвучивать всю линейку препаратов из 20 наименований. Вряд ли стоящие в очереди порадуются, если время ожидания увеличится.

На фармацевтическом рынке доля фальсификата несущественна

Введение новых требований по обороту лекарственных средств вряд ли избавит аптечный рынок от подделок, поскольку их доля и без того крайне мала. О фальсификате не может быть и речи в аптеках, которые дорожат своей репутацией.

Главное, чтобы нововведения не вызвали роста цен и не создали дополнительных административных барьеров для бизнеса, надеются представители крупнейших брендов.

Говорит Виктор Щукин, директор по информационным технологиям аптечной сети «Фармакопейка»:

- Я убеждён, что появление новых правил по обороту лекарственных средств, к сожалению, приведёт к росту розничных цен. Ведь если в технологическом процессе будет присутствовать дополнительная операция по нанесению уникальной метки на каждую упаковку товара, то нужно понимать, что это вызовет ряд изменений всего алгоритма производства и сбыта:

  • для нанесения уникальной маркировки, а также контроля и учёта потребуется модернизация оборудования и доработка программного обеспечения;
  • для обработки и хранения информации об обороте лекарственных средств потребуются дата-центры и операторы обработки данных, что в свою очередь вызовет необходимость обеспечения всех участников процесса ключами электронной подписи; 
  • для распознавания новых видов маркировки понадобится оснастить аптеки сканерами штрихкодов.

Плюс ко всему для поддержания функционирования и модернизации всех перечисленных аппаратных и программных средств, а также технологических процессов потребуются дополнительные сотрудники, изменение документации, обучение персонала, перестройка устоявшихся бизнес-процессов компаний.

Всё это, конечно, повлечёт за собой затраты, но мы не будем увеличивать торговые надбавки и не допустим, чтобы покупатели начали отказываться от лечения. Более того, по нашим накопительным картам «Фармакопейка-Льгота», которые позволяют при­обретать лекарства с частичной оплатой накопленными баллами, покупателям будет доступен целый ряд скидок и специальных предложений в сфере заботы о здоровье. Очень выгодные условия и цены мы предлагаем в аптеках нового формата «Фармакопейка-Практик», где покупатель может быстро сдать медицинские анализы, пройти диагностику: УЗИ, ЭКГ и другие исследования. В аптеках постоянно действуют специальные предложения: «Сниженная цена», «Подарок при покупке», «Товар дня». Доступен предварительный заказ на интернет-сайте farmakopeyka.ru по более низкой цене.

Аптеки возьмут расходы на себя

Представители аптечных дискаунтеров уверены, что серьёзных катаклизмов рынок лекарственных препаратов сможет избежать. А значит, выгодные акции для клиентов будут продолжены.

Комментирует Василий Барняченко, коммерческий директор ООО «Аптечная сеть «Семейная»:

- Я думаю, что розничная цена на лекарственные препараты после озвученных на федеральном уровне нововведений вырастет, но предполагаю, что этот рост будет незначительным. Аптекам так и вовсе не выгодно менять ценники. На нашем чрезвычайно конкурентном рынке сетям ничего иного не остаётся, как принять на себя возможные издержки на внедрение системы. Рынок диктует правила игры, и бизнесу придётся пойти на сокращение прибыли. Для небольших сетей это чревато закрытием. Хотя и так на нашем рынке остались лишь крупные известные бренды».

С другой стороны, увеличение цены может произойти ещё на уровне производителя. Ему никто не мешает заложить новые затраты в отпускную цену препаратов. Мой прогноз, что в итоге для конечного потребителя цена вырастет всего на 2-3%.

В новой системе настораживает лишь то, что на первом этапе повсеместного внедрения программы процессы ещё будут не отлаженными, а значит, высока вероятность, что они будут сопровождаться сбоями в работе и дополнительными проверками надзорных органов. Когда система установится, рынок продолжит работу в привычном режиме.

Возможно, в первое время молодые люди со смартфонами в руках ещё будут проверять QR-коды и сканировать информацию на коробочках с таблетками, пожилые покупатели станут использовать для этих же целей оборудование, размещённое в торговом зале. Но я думаю, что достаточно быстро волна интереса к этим сведениям спадёт и всё вернется на круги своя.

На рынке мы позиционируемся как дискаунтер, поэтому по определению много думаем о выгодных скидках и акциях для клиента. «Пенсионные карты» со скидкой для льготников мы ввели одними из первых на местном рынке ещё 15 лет назад. А потом пришли к тому, что не только социально незащищённые слои населения могут рассчитывать на скидку, но и любой покупатель должен иметь возможность купить нужный ему препарат по самой низкой цене.

В нашей сети есть аптеки разных форматов. В одних акции бывают каждый день, в других выделены специальные дни для скидок. И именно в эти дни медицинские препараты в интересах потребителей продаются по очень низким ценам.

Конкуренция не позволит взвинтить цены

Представители дистрибьюторов уверены, что конкурентная среда сама мотивирует всех игроков рынка лекарственных препаратов удерживать цены на приемлемом уровне для конечного потребителя.

Рассказывает Александр Синдеев, директор обособленного подразделения АО «Научно-производственная компания «Кат­рен» в Омске»:

-  Я уверен, что после внедрения нововведений в аптечной торговле ни о каком росте цен не будет и речи. Рынок сам себя регулирует. Как бы владельцы аптек не хотели поднять цены, как бы их не огорчала норма прибыли, они находятся в том коридоре, который определяется конкуренцией. То же самое можно сказать и о производителях, и о дистрибьюторах, которые также вынуждены существовать на конкурентных рынках. Например, в случае оптовых поставок для аптек мы сами стараемся делать минимально возможные цены. Потому что находимся в конкурентной ситуации и отвоёвываем свою долю за счёт доступности нашего предложения.

Для конечного потребителя тоже ничего не изменится. Электронными новшествами потребитель вряд ли будет пользоваться: это хлопотно, требует лишнего времени, да и требуется умение работать с соответствующим программным обеспечением. Старшему поколению это в новинку.

Чтобы избежать подделок, людям проще всего прийти в аптеку от известного сетевого бренда, который давно себя зарекомендовал. Там покупателей точно не обманут. Наша компания в качестве дистрибьютора работает со всеми известными сетями города, и мы точно знаем, что они не торгуют контрафактом. Нет подделок и у нас. Практически все контракты у нас прямые, заключены не с посредниками, а с заводами-производителями.

Несмотря на то что мы занимаемся дистрибьюторской деятельностью и сотрудничаем с аптеками города, у нас есть выгодные предложения для конечных потребителей.

Наша компания не так давно организовала сайт apteka.ru, который за короткое время стал популярным. Он предназначен для активных интернет-пользователей, которые уже привыкли делать покупки в Сети. Они могут на нашем сайте не только найти весь список лекарственных препаратов-аналогов - от дорогих до самых доступных, но и ознакомиться с аукционными предложениями от производителей. Плюс к этому мы и сами предлагаем клиенту дисконтную систему. Активные потребители за покупки собирают баллы, которые можно конвертировать в скидку при заказе в Интернете.

Оговорюсь, что в итоге за товаром покупатель приходит в аптеку, чтобы не нарушать закон о дистанционной торговле. Мы сами ничего не продаём, а лишь помогаем клиентам найти самое интересное предложение на омском аптечном рынке. В системе размещена информация о 15 тыс. наименованиях продукции. Ни одна аптека такого ассортимента позволить себе не может.

Реклама

Смотрите также: