Веронике пять лет, она относится к категории особенных детей – так тактично в последнее время в нашей стране стали называть детей-инвалидов. У малышки ДЦП, и родители на протяжении всех пяти лет изо дня в день борются за её выздоровление, за то, чтобы девочка могла ходить, учиться, общаться со сверстниками, находиться в обычной среде.
Веронике и еще многим особенным детям с таким диагнозом, чтобы пройти полноценный курс реабилитации, приходилось выезжать в другие регионы. Понятно, что не для всех семей это было возможно. Но с этого года комплексный курс реабилитации детям с ДЦП можно пройти в Омске.
Теперь лечатся и учатся в Омске
В сентябре в центре реабилитации «Рассвет» начало работу специализированное отделение лечения ДЦП, с использованием самых современных достижений и методик в этой области.
Лечение детей осуществляется как бесплатно в рамках программы государственно-частного партнёрства, финансирование которой происходит за счёт средств фонда обязательного медицинского страхования, так и на платной основе.
Все реабилитационные мероприятия проводятся при взаимодействии специалистов различного профиля по принципу мультидисциплинарной бригады.
В состав такой бригады входят педиатр, невролог, физиотерапевт, врач лечебной физкультуры, психотерапевт, рефлексотерапевт, массажисты и инструкторы-методисты ЛФК. На базе центра находится кафедра реабилитации ОмГМА, которая и осуществляет методический контроль и консультации пациентов.
– Для каждого ребенка – продолжает Елена Анатольевна, – формируется индивидуальная программа реабилитации, в которой прописываются конкретные задачи и цели. То есть прежде чем приступить к курсу реабилитации, мы должны чётко обозначить, чего хотим достичь на каждом этапе.
Раз, два, три
Медицинская реабилитация включает в себя три этапа.
Первый – входной контроль: оценка клинического состояния пациента, факторов риска проведения реабилитационных мероприятий, морфологических параметров функционального состояния, оценка психического и эмоционального состояния маленького пациента. При входном контроле используются функциональные и инструментальные методы исследования, такие как электрогардиография, спелеография, анализ вариабильности сердечного ритма.
Второй этап – определение реабилитационного потенциала: формирование целей индивидуальной программы реабилитации, комплексное применение лекарственной и немедикаментозной терапии, а также средств, адаптирующих функциональные возможности организма к окружающей среде.
Третий этап – определение контроля эффективности реабилитационного процесса, результативности реабилитационных мероприятий. Он проводится уже при выписке из реабилитационного стационара.
– Качественный всесторонний курс реабилитации, который состоит из нескольких видов терапии, намного улучшает состояние здоровья детей с ДЦП, – говорит Елена Григорьева. – Сегодня пациенты получают не просто несколько процедур, а целый комплекс необходимых медицинских манипуляций, назначенных врачами коллегиально. Помимо традиционных методов лечения (медикаментозная и фитотерапия, приём минеральной воды, парафинолечение, гальваногрязь, спелеотерапия, водолечение, ингаляции индивидуальные и общие, вихревые ванны, подводные души, ванны скипидарные, хвойные, пантогематогеновые, радоновые, сухие углекислые, минеральные, массаж) в нашем реабилитационном центре внедрены уникальные методики, такие как занятия в нейроортопедическом пневмокостюме «Атлант» и тренировка нейромоторных навыков по системе «Нирвана» в сенсорной комнате.
Стимулируем двигаться
Сенсорная комната с системой «Нирвана» – новая методика реабилитации пациентов с ДЦП, ни в одном другом медучреждении нет ничего подобного. Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами (сухой бассейн, звездное небо, мягкие модули, воздушно-пузырьковые колонны, интерактивные панели, столики для рисования песком и т. д.). Заниматься в комнате могут как пациенты, передвигающиеся самостоятельно, так и пациенты в инвалидной коляске.
Система «Нирвана», входящая в состав комплекса сенсорной комнаты, работает по принципу биологической обратной связи и предлагает набор упражнений для верхних и нижних конечностей, а также на удержание верхней части тела. Все упражнения предполагают мощную визуальную и звуковую стимуляцию, вызывающую большой интерес и повышающую мотивацию пациентов.
– Например, ребенок на стене видит картинку: деревья с зелеными листочками, светит солнце. Инструктор предлагает движением рук изменить картинку, показывает, что нужно сделать, чтобы листья облетели и пошел дождь. Ребенок должен повторить круговые движения, и он сам сразу увидит, правильно ли выполнил задание, – продолжает рассказ Елена Григорьева. – Дело в том, что система реагирует только на определенные движения. Не сделает правильно – не увидит результат. Сенсорная стимуляция позволяет ребёнку в форме игры выполнять сложнейшие для него физические упражнения. Благодаря принципу биологической обратной связи значительно повышается мотивация пациента. Ребёнку интересно выполнять задания инструктора. Замечено, что в первый раз он без желания идёт на занятия, плачет, не хочет заниматься, а попробовав, уже с удовольствием спешит в сенсорную комнату.
Есть, например, такое задание: ребёнок убегает от виртуальной собачки на полу, а она его догоняет. Играя, даже не замечая этого, он делает движения, которые раньше ему были не под силу. То есть в игре ребёнок забывает о болезни. Кроме того, занятия в сенсорной комнате способствуют улучшению эмоционального состояния ребёнка, снижают агрессивность, снимают нервное возбуждение, нормализуют сон.
Оценку эффективности от этих занятий инструктор заносит в память компьютера, начиная с самого первого занятия. Занятия с ребёнком в сенсорной комнате фиксируются на видео. И оценка результата тоже – сколько раз, за какой период времени ребёнок правильно сделал то или иное упражнение. В конце курса тоже делается видеозапись, на которой прогресс можно увидеть воочию. То есть увидеть – что было и что стало.
Эффект и результат
Реабилитационный пневмокостюм «Атлант» – ещё одно приобретение центра реабилитации «Рассвет». Его использование является одним из наиболее эффективных методов реабилитации больных ДЦП. Костюм в виде плотно облегающего комбинезона с рукавами сшит из специального материала. В него встроены эластичные шланги, пневмокамеры, расположенные по ходу мышц-антагонистов туловища и конечностей. При нагнетании воздуха камеры приобретают объёмную форму, таким образом создается мягкое корсетирование туловища. Формируется физиологически правильный изгиб позвоночника – ребёнок сразу же лучше начинает удерживать позу и ходить. А в сенсорной комнате в этом костюме он начинает выполнять движения и упражнения, которые раньше не давались. После снятия костюма мышечная память сохраняется, и ребенок может выполнять упражнения и без костюма.
Специалисты ЦР «Рассвет» получили свидетельства о повышении квалификации в городе Казани по итогам обучения в Центре нейрореабилитации по теме «Инновационные технологии в нейрореабилитации на основе реабилитационных технологий профессора В. А. Исановой».
С момента запуска данной программы в санатории «Рассвет» прошли реабилитацию 16 детей. Из них шесть детей в возрасте до трёх лет – в круглосуточном стационаре. У всех пациентов отмечена положительная динамика, что отражено в карте ИПР, которая выдаётся при выписке из реабилитационного центра. Там фиксируется, насколько результативным и эффективным оказался курс реабилитации. И на основании выводов мультидисциплинарной бригады врачей будет дана оценка реабилитационного потенциала пациента и определен следующий этап реабилитации.
Центр реабилитации «Рассвет». Адрес: ул. Правый берег Иртыша, 153 (ост. СибАДИ), тел. 65-17-00. Сайт: www.rassvet-omsk.ru.
Лицензия № ЛО-55-01-001499 от 04 сентября 2014
На правах рекламы
Смотрите также:
- Не берут в детский сад – приводите ребёнка в лекотеку →
- Верхом к здоровью. В Омске детей лечат иппотерапией →
- Муниципальная медицина развивается →