Удивить французов: зачем сибирских мамонтов повезут в Канны?

Фото Максима Кармаева

Омск, 27 июня – АиФ-Омск. Каждую неделю «АиФ в Омске» рассказывает о сибирских ремесленниках, которые в августе поедут в Канны на фестиваль русской культуры представлять Омскую область. В этот раз наш корреспондент встретился с представителем древней профессии – косторезом Николаем Перистовым.

   
   

В мастерской Николая Перистова можно часто услышать фразу: «Не может быть! Какие мамонты, они ведь вымерли давно, а вы из них что-то делаете… Обманываете, да?».

Николай Васильевич с сожалением отмечает, что с историей родного края у омичей, особенного у молодого поколения, серьёзные проблемы. В своей студии «Архаика» Перистов не только может научить древнейшему ремеслу, но и заставит задуматься о культуре русского народа.

А скоро уникальные работы из кости сибирских мамонтов отправятся во Францию, в Канны, где с 23 по 27 августа уже в 16-й раз пройдёт Неделя русского искусства. Честь представлять культуру России на этот раз выпала Омской области. Особое внимание во Франции будет уделено сибирским народным промыслам.

Мамонт из мамонта. Фото Максима Кармаева

«Гугл» не поможет

omsk.aif.ru: – Николай Васильевич, Вы говорите, что молодёжь даже не в курсе того, что на территории области когда-то жили мамонты. В чём причина тотальной безграмотности?

Николай Перистов: – Вы знаете, я недавно сделал палеонтологическую выставку в Сибирском культурном центре. Думаете, много народу пришло? Нет. Школьников теперь не водят на экскурсии. Мне объясняли, что классным руководителям перестали за это доплачивать. У нас в Омске образованное поколение людей, которым 40 лет и больше, молодые же зачастую безграмотны – не знают географию, историю, литературу. Это сразу чувствуется. А ведь у них Интернет, «гугл» какой-нибудь, который кругозор должен расширять...

   
   

omsk.aif.ru: – Может, оно им и не надо вовсе?

Н.П.: – Я не хочу ругать школьное образование, к счастью, оно всё ещё держится на советских устоях. Но знать свои корни, свою родословную необходимо, у человека должна быть потребность в этих знаниях. У всех, кто приходит в мастерскую, я первым делом спрашивают: «Вы знаете, кем были ваши прадеды?». Как правило, они отвечают: «Не знаем». Мы в студии не только мамонтами занимаемся, я хочу, чтобы дети уважительно относились к своему прошлому. Мы должны знать русский и сибирский фольклор.

Омскую крепость Николай Перистов повезёт в Канны. Фото Максима Кармаева

Омские кроманьонцы

omsk.aif.ru: – Омский регион будет представлять всю нашу страну в Каннах. А какой в этом смысл?

Н.П.: – Я патриот и хочу произвести впечатление на иностранцев. Тут и культурная составляющая, и политическая. Мы ведь не омскую культуру представляем, а культуру всей России. Я не знаю, изменится ли кардинально что-то после этой поездки, но хочется верить, что интерес омичей к родной земле возрастёт.

omsk.aif.ru: – Что французы ждут от омичей? И, кстати, кости мамонтов вы через границу без проблем провозите?

Н.П.: – Французы ждут медведей и зиму. Вот и будем их удивлять русской зимой. Что касается костей, то их перевозить через границу можно. Другой вопрос в том, что на таможне их часто путают с бивнем слона, добыча которого запрещена. Да, конечно, останки мамонта можно обнаружить и на Аляске, и в Канаде, но не в таком количестве, как у нас. Якутия, Таймыр, Ямал, Чукотка, Омская область, Кемеровская – на этих территориях кости мамонтов будут находить ещё тысячи лет.

Резьба по кости - древнейшее искусство. Фото Максима Кармаева

omsk.aif.ru: – Вы по-прежнему ищете их по берегам рек?

Н.П.: – Да, у нас много неосвоенных территорий, особенно на севере области. Только печально с каждым годом замечать, как наш Иртыш пересыхает. У реки нет хозяина, вот она и гибнет. А сколько в области уникальных находок – в 2008 году моя экспедиция нашла бедренную кость человека, которой 45 тысяч лет! Это древнейшая человеческая кость в Евразии, что подтвердили палеонтологи Англии и Германии. Кстати, впервые ДНК смогли выделить из такого древнего материала. Сейчас кость исследуют, но до сих пор непонятно, что делал кроманьонец 45 тысяч лет назад на территории Омской области?

Россия – поливальная машина

omsk.aif.ru: – На прошлых выходных в Окунево прошёл фестиваль «Солнцестояние». Интерес к мероприятию какой-то неестественный. Что с омичами происходит?

Н.П.: – Мы с ребятами подобные праздники тоже любим, надеваем на себя рубахи и сарафаны и радуемся вместе со всеми. Просто потому, что все эти хороводы заложены в нас на генном уровне. Когда люди настолько разобщены, то возникает потребность опираться хоть на что-то. Мы не знаем, какое государство строим и куда идём. В реальной жизни всё больше фальши. Стало модным ходить в церковь. Именно модным! Модно сидеть на посту, модно исповедоваться. Это не настоящее глубокое чувство, а просто так принято. Именно поэтому стоит возвращаться к истокам.

Кость мамонта - нередкая находка на берегах Иртыша. Фото Максима Кармаева

omsk.aif.ru: – Николай Васильевич, народными промыслами вообще сейчас выгодно заниматься? Кроме удовольствия, в материальном плане это что-нибудь даёт?

Н.П.: – Промыслами интересуются – факт. И если раньше это были в основном иностранцы, то сейчас и наши земляки. Быть хорошим ремесленником – недешёвое удовольствие. Сейчас всё наше развитие основывается на финансовой выгоде, а наше поколение воспитывали в другом ключе. Нас не учили что-то делать за деньги. Буржуазная идеология ставит человека на колени. Судите сами – в деревнях, как в войну, почти одни женщины и старики остались. Мужчины или на погосте, или на заработках на Севере. Поля заросли. Русскому человеку вообще близок коллективный труд, а когда колхозы убрали и сказали быть фермерами, всё и развалилось.

Вот вам простой пример – я сегодня шёл по Аллее литераторов, а по ней ездит поливальная машина. И поливает клумбы, на которых ничего не растёт. Причём поливает с таким напором воды, что грязь вымывает на тротуарную плитку. Я водителю говорю: «Вы зачем поливаете?». Он отвечает, что вообще-то здесь будут сажать цветы, но в августе, а пока он должен что-то поливать. Ему же за это деньги платят! Дурдом какой-то. Но вы не думайте, что я пессимист, ни в коем случае. Я верю, что Россия встанет… не с колен, а со стула. Россия на коленях никогда не стояла.

Николай Перистов представит французам свои работы. Фото Максима Кармаева

Досье

Николай Перистов, омский косторез, краевед, руководитель студии-мастерской «Архаика», заслуженный мастер народных художественных промыслов Омской области. Коллекционирует старинные вещи, среди которых есть уникальные антикварные утюги и ступки.

Каждую неделю «АиФ в Омске» рассказывает о сибирских ремесленниках, которые в августе поедут в Канны на фестиваль русской культуры представлять Омскую область.

Смотрите также: