- Театр - это не просто приобщение провинции к культуре. И не только досуг, позволяющий отойти от череды домашних и хозяйственных дел, но и творческий отдых. Когда можно окунуться с головой в мир добра, любви, справедливости, героизма прошлого и настоящего, прожить жизнью героев, стать на это же время счастливым, благодарным и благородным человеком.
Немного странно такие слова слышать от инженера-программиста Алексея АКУЛЕНКО. Если бы не одно «но». Он одновременно идейный вдохновитель и режиссёр исилькульского народного театра.
От Трубачёва до Гамлета
- Алексей, откуда пришло это увлечение сценой?
- В театре играю со школьной скамьи. Этой страстью меня заразила педагог по русскому языку и литературе, именно она организовала в школе драмкружок, куда я бежал после уроков, что называется, не чуя ног. Первые роли были в небольших сценках, потом Васёк Трубачёв, ну а в студенческом театре ОмГУ под руководством Нины Козорез пришёл к более серьёзным ролям. Любовь свою встретил тоже на одной из репетиций, у нас театральная семья. Жена Наталья играет в моих постановках, а до того как я возглавил коллектив, почти 10 лет вместе ходили во Дворец культуры на репетиции.
- Как оцениваете состояние самодеятельных театров на сегодняшний день?
- В роли режиссёра я выступаю второй сезон. Но у меня большой опыт «рядового» актёра. Поэтому могу уверенно сказать: народный театр нужен, востребован. А в провинции он выступает ещё и центром притяжения культуры. Как раньше было: есть в селе храм, значит - стОящее село, нет - никудышнее. Так и театр: он придаёт статусность селу, деревне, городу. Сегодня в области примерно 15 народных театров. И несправедливо было бы думать, что они сами себе чего там ставят, а потом и смотрят… Нет. Коллективы ежегодно встречаются на «Театральной весне», обмениваются опытом. В прошлом году мы были в Таре на своеобразном мастер-классе в Северном драматическом театре. Присутствовали на репетиции спектакля. Это такая школа, опыт, эмоции… У самодеятельных театров есть будущее. Просто, я считаю, надо искать возможности вывозить свои постановки за пределы районов. Вот раньше, например, Исилькульский народный театр был закреплён за ТЮЗом. Коллектив даже выступал на его сцене, и это был сильнейший стимул для самодеятельных актёров. А может, стоило бы вспомнить этот опыт?
- Над чем работаете сейчас?
- Мы репетируем пьесу на четырёх актёров, вернее, актрис. В ней четыре женских образа. Это пьеса современного петербуржского драматурга Майи Турчинской «Страсти по Девам». Возможно, спектакль будет носить другое название. Три раза в неделю встречаемся в районном Дворце культуры. Работаем, спорим, ищем… Не буду раскрывать все секреты, лучше приходите на премьеру.
- А кто готовит декорации, костюмы? Это проблемный вопрос для самодеятельного театра?
- У нас есть при ДК замечательный художник-оформитель, талантливая девушка, которая даже готовит макеты наших декораций. Иногда музей выручает. Помню, нужен был для спектакля патефон, так нам с радостью его одолжили. Та же история и с костюмами. Где-то свои, где-то Дворец культуры шьёт, одалживаем… Театр - зрелище, которое невозможно без сцены, декораций, костюмов. А инструмент - это актёр, он играет собой.
И смех, и слёзы, и любовь
- Как выбираете репертуар - под актёров, декорации, зрителя? И вообще, что интересно вашему зрителю?
- Репертуар подбираем, учитывая все перечисленные составляющие. У нас труппа подвижная. Один уехал на заработки, другой поступил учиться, а третий, наоборот, закончил и вернулся домой. У актёров основной род занятий чаще всего никак не связан с творчеством. Поэтому состав действующей труппы тоже определяет выбор. Но в первую очередь пьеса должна, конечно, приглянуться мне. Ну а насчёт того, что интересно зрителю… Понравиться абсолютно всем невозможно. А вообще стараемся выбирать темы, связанные с повседневной жизнью, бытом людей, современными проблемами общества. Показываем их через юмор, сатиру и «смех сквозь слёзы». «Сказка - ложь, да в ней намёк», - именно для этой цели показывается истина жизни сложными актёрскими перевоплощениями. Она учит нас быть более объективными к своим недостаткам, правдивее и критичнее смотреть на окружающую действительность. С тем, чтобы бороться с пороками жизни, часто переходящими из общества в общество даже через тысячелетия.
- Сколько времени уходит на подготовку спектакля, сколько раз собираете залы? Сколько стоит билет?
- Обычно репетиции начинаем осенью, а в марте-апреле премьера. Сейчас даём три спектакля. Хотя в истории театра лет 20 назад были постановки, например «Сандро и Андро», которые играли 40 раз! А билет стоит около 50 рублей, эти вопросы находятся в ведении руководства ДК.
- Как-то учите актёров, помогаете им, и можно ли вообще научить этому - играть?
- Когда нахожу интересный материал, то уже стараюсь «примерить» роли на своих актёров. Представляю, сравниваю, как тот или иной человек может справиться с ролью. Подбираю роли под человеческие типы, чтобы в ней человек нашёл свои черты, так проще вжиться в образ. Есть у нас актриса, которая, когда знакомится с ролью, уже представляет, какое платье она наденет в этом случае. То есть входит в роль при помощи предметов, и это определённый метод, техника, которая имеет право быть. Можно ли научить играть? Наверное, должен «Господь поцеловать в темечко» - тогда это настоящий талант, но в народный театр приходят люди, я бы сказал, уже особенные. Поверьте, далеко не всякий свободное время готов посвятить репетициям, и, как правило, этот труд вознаграждается только аплодисментами.
- Тогда сразу спрошу, как вообще относятся местные жители к своим землякам-актёрам?
- По-разному. Кто-то считает чудаками, а кто-то, наоборот, подходит после спектакля и говорит: «Как здорово, что вы этим занимаетесь».
- Существует ли культура посещения театра в провинции? И как зритель наблюдает за происходящим на сцене?
- У нас очень благодарный зритель. В зале нет жующих или зевающих. Тот, кому не интересен сам дух театра, просто не придёт сюда, а уж тот, кто пришёл, проживает спектакль вместе с актёрами. Люди на военных постановках плачут не стесняясь. А это говорит о том, что народное самодеятельное искусство трогает души, берёт за живое. И значит, у театра будет следующий сезон.
Кстати:
Исилькульский народный театр создавали режиссёры и актёры, судьба которых по разным причинам не сложилась на профессиональной сцене. Полнокровной жизнью он зажил в 1967 году, когда режиссёром стал Николай Глевский. Первая удача пришла уже через год со спектаклем «Звонок в пустую квартиру» - диплом на областной «Театральной весне». 12 марта 2012 года режиссёра не стало. В настоящее время труппа хлопочет о присвоении народному театру имени Николая Глевского.
Смотрите также:
- Новая драма – это здорово, весело и больно. Драматург - о молодом театре →
- Режиссёр ТОП-театра Владимир Золотарь: «Репетировать придётся ночами» →
- Ген России. Актриса Тамара Анохина – о творчестве, стране и премьере →