Дружба новосибирского режиссёра Евгения Рогулькина с Омском началась девять лет назад, когда он с интервалом в год поставил в «Галёрке» два спектакля – «Ретро» (2008 г.) и «Счастье лучше богатства» (2009 г.).
В 2013-м Евгений Викторович приехал в Пятый театр, чтобы поставить «Старомодную комедию», которая с успехом идёт до сих пор. И премьера 2017-го – мольеровские «Плутни Скапена» в ТЮЗе, которыми театр закрыл сезон.
С трудностями справились
Сезон, надо сказать, у ТЮЗа был непростым: с одной стороны, Владимир Золотарь, экс-худрук, постоянно ставил новые спектакли, что для актёров хоть и трудно, но здорово; с другой – тот самый Золотарь в разгар сезона вдруг объявил, что покидает Омск и уезжает на север. Театр в свой юбилейный год (80-летие будут отмечать в ноябре. - Ред.) остался без «крыши» - директора не было уже несколько лет, с тех пор как «ушли» Валентину Соколову, ещё и худрук внезапно сорвался и уехал. В этой ситуации впору бы растеряться и опустить руки, но ТЮЗ достойно завершил сезон прекрасной премьерой.
Пьеса «Плутни Скапена» написана Мольером в 1670 году, и на премьере в «Пале-Рояль» через год автор сам играл слугу-пройдоху. Кстати, об этом актёры напоминают в прологе – дескать, 347 лет прошло, а ничего не изменилось – всё так же самоуправствуют дети, а отцы пытаются под видом их же блага настоять на своём. Всё так же сложна ситуация с правосудием - не всегда оно отвечает своему названию. И всё так же любовь побеждает все преграды.
Отличный коллектив
Корреспондент omsk.aif.ru поговорил с режиссёром на тему опыта работы Евгения Рогулькина с ещё одним омским театром.
Ольга Коробова, omsk.aif.ru: У вас не первый опыт постановок в Омске, но впервые с ТЮЗом. Как вам работалось?
Евгений Рогулькин: Замечательно! Мне кажется, мы два месяца провели в обоюдном удовольствии и даже упоении. Да, сначала было некоторое приглядывание друг к другу, но мне кажется, мы довольно быстро нашли общий язык, стали шутить, смеяться. Я не представляю, как по-другому работать над комедией.
Мы довольно весело провели время, хотя, если честно, артистам пришлось нелегко: у них за это время было порядка 100 репетиций, включая вокальные и танцевальные, плюс ещё ребята играли спектакли текущего репертуара.
- Как подбирали актёров на роли? Вам дали какой-то определённый состав?
- Когда мы с художником приехали на разведку, был сбор всей труппы. Я немного рассказал, какой я задумал спектакль, и позвал всех в это увлекательное и немного рискованное путешествие. Я попросил всех, кто будет заинтересован, представить какие-то этюды, мысли на эту тему, и к моему второму приезду почти вся труппа откликнулась. После с ними мы еще с неделю читали текст, и лишь тогда я сделал выбор.
Я изначально хотел два состава, когда увидел наличие очень ярких и разных актёрских индивидуальностей. Поэтому у нас на закрытии сезона играет один состав, осенью на открытии будет играть другой.
Артист должен быть разным
- Почему Мольер? Почему комедия? Потому что народ требует зрелищ, желает смеяться и не хочет думать, сочувствовать, сопереживать?
- При всей своей классичности и вроде бы стародавности у Мольера есть очень острые смешные ситуации и очень острые смешные персонажи. Но это не в чистом виде развлекаловка, потому что в лёгкой форме, в лёгкой манере всё равно есть размышления о том, что такое отцы и дети. Должны ли отцы настаивать, чтобы дети жили так, как хотят их родители, и должны ли дети так бесшабашно и неосмотрительно говорить, что новое поколение живёт, как ему хочется. Законы жизни одни и те же во все времена, и старшее поколение не просто по глупости или старческому маразму говорит: «Живите как мы», оно хочет добра. А молодые, конечно, хотят свободы. И эти размышления в ненавязчивой форме присутствуют в этом спектакле.
Я убеждён, что это не просто танцы и пляски под красивую музыку, это в яркой театральной форме разговор о том, что всех нас волнует.
- Наш ТЮЗ ставил эту пьесу в 1947 году. Это случайность, что 80 лет театру, а через 70 лет вновь поставили «Плутни»?
- Я об этом прочёл только здесь, взяв книжку «Крылатая судьба театра». Почёл и подумал – 70 лет, это очень давно. Театр проходит разные периоды: увлечение современной драматургией, новой драмой, и т. д. Но мне кажется, что такие титаны, как Мольер, Шекспир должны присутствовать на сцене всегда, в любое времена – лёгкие или тяжёлые. Я за то, чтобы все спектакли были разными: грустными или весёлыми, лёгкими или философскими… Артист должны быть сегодня одним, завтра другим, и зритель должен это видеть, чтобы он приходил и удивлялся.
14+