Виктор ЛАПУХИН, директор Омского академического драмтеатра, разводит руками и продолжает:
- А недавно после спектакля я увидел двух девочек-школьниц, лет 15-16. И одна другой говорит: «Я уже несколько лет так не смеялась и даже подумать не могла, что спектакль может вызвать такие эмоции». Разумеется, слышать такое от молодёжи приятно.
Омичам имя Виктора Лапухина хорошо знакомо. Вот уже десять лет он управляет самым известным омским театром. И, по словам ведущих театральных критиков, это самый лучший театральный ансамбль России. Спектакли омской драмы ставят в один ряд с московскими и петербуржскими постановками. Что сейчас предпочитают смотреть омичи? Растёт ли уровень культуры населения? Об этом накануне Международного дня театра «АиФ в Омске» беседовал с Виктором Лапухиным.
Классика против авангарда
- Виктор Прокопьевич, на первый взгляд, в театральном искусстве России всё чинно и благородно: гастроли, премьеры, аншлаги… А что с обратной стороны медали?
- Существующий закон 94 ФЗ ограничивает свободу творческой деятельности театров. Государственные театры вынуждены проводить различные конкурсы и котировки. Нормативы по госзакупкам только добавили забот театрам. Но ведь на деле невозможно творчество загнать в жёсткие рамки, диктуемые этим законом. В сентябре прошлого года президент России собрал ведущих театральных деятелей страны и пытался разобраться с проблемами театров в малых городах. Изменилось ли что-нибудь после этого? Да. Министерство культуры РФ учредило гранты на обменные гастроли театров.
- Театры будут ездить на гастроли за счёт государства?
- Сомневаюсь. Что такое пять миллионов российских рублей на всю страну, где больше 600 театров? В июне у нас обменные гастроли с новосибирским театром «Красный факел». Чтобы труппе отработать две недели в Новосибирске, нужна сумма в 4 миллиона рублей из пяти, которые рассчитаны на всю Россию. Это провоз декораций, коллектива, проживание в гостинице… Не в общежитии же артистам жить. В Советском Союзе такие обменные гастроли были плановыми, на это выделялись деньги от государства. Сейчас мы выживаем сами. Если бы региональная власть не поддерживала, я не знаю, был бы сегодня театр драмы.
- Омичи ценят то, что имеют? Или популярность театров падает?
- За последние пару лет наблюдается спад интереса к театрам по всей России. Но на драме это не отразилось. Процент посещаемости зала вырос до 95%. Интерес публики подогревают большие фестивали. Мы проводили фестиваль «Академия» прошлой осенью, где представили как классические, так и авангардные европейские спектакли. Омичи смогли увидеть современное театральное искусство. Когда ещё будет возможность, не выезжая за пределы Омска, увидеть театр «Комеди франсез»? Это же один из лучших театров Европы!
- Вы предпочитаете авангардные спектакли?
- Не совсем. Режиссёры говорят, что сегодня с современной драматургией серьёзная проблема. Советская драматургия уже стала классикой. Классика сейчас на первом месте практически у всех театров, но она становится интересной для публики в современной интерпретации, в современом режиссёрском прочтении. К тому же темы, которые любит зритель, не меняются - это любовь и всё, что связано с высокими чувствами.
Тысяча спасибо
- Вы сказали про школьников, которые порой даже не знают, что такое театр. Вы за то, чтобы детей силой приводить на спектакли?
- Я не сторонник массовых походов в театр. Но это вполне нормальное явление. Я не уверен в том, что молодёжь сейчас зачитывается «Анной Карениной». Так пусть хоть в театр на классику ходит - и то хорошо. Для меня всегда удивительно, когда интеллигентные молодые люди приходят в театр на классические спектакли, такие как «Метель» Пушкина, «Дядюшкин сон» Достоевского, и говорят, что не читали эти произведения. А после того, как посмотрят постановку, неоднократно благодарят. Мы критикуем советское время, но ведь тогда в школах серьёзно занимались литературой. А сейчас обсуждают новую систему образования, когда ребёнок сам может выбрать то, что хочет учить. А как же общее развитие человека? Модно, повторюсь, именно модно учиться в Гарварде и других европейских учебных заведениях. Но нобелевскими лауреатами по-прежнему становятся россияне. Правда, живут они сейчас в Америке.
- Чего, на ваш взгляд, не хватает омским театрам? Актёров? Новых декораций?
- Артистов достаточно во всей театральной стране. Но теряются такие специалисты, как технолог по декорациям, художник по свету… В России осталось 4-5 высокопрофессиональных художников по свету. Ещё техника быстро развивается. На сцене сейчас настоящее шоу можно устраивать. Но это дорого. Другая беда в том, что мы можем потерять российский репертуарный театр, в то время как его нужно делать национальным достоянием. Вся Европа сегодня скатилась к американскому образцу, к тому, с чего в России зарождался театр, - к антрепризе. Возвращаться к этому русский театр не должен. И национальное достояние обязаны охранять не только люди, которые служат в театре, но и те, которые управляют страной.
- Главный человек в театре - это артист. За столько лет работы в культуре как бы вы оценили актёров в целом?
- Все артисты считают себя гениальными. Национальным достоянием. Они как дети. И подход к ним нужен особый - с любовью, иногда даже большей, чем к собственным детям.
Досье
Виктор ЛАПУХИН, директор Омского драматического театра. Впервые стал директором театра в 26 лет, возглавив Петропавловский областной драматический театр имени Погодина. В 2001 году он был приглашён в Омск на должность директора драмы.
Смотрите также:
- Ставим по-своему. Как «Гамлет» стал звездой рок-н-ролла →
- Актёры «Пятого театра» показали на фестивале «Урода» →
- В «Пятом театре» прошла премьера пьесы «Урод» →