Никита Михалков: «Я не пытался быть понятным, я хочу быть понятым»

Никита Михалков. © / Александра Горбунова / АиФ

В самом начале встречи с омичами Никита Михалков извинился за хриплый голос  и предупредил, что «Мохнатого шмеля» спеть не сможет, признался в любви к омскому краю и снова заговорил о его значении для истории страны.

   
   

- Надеюсь, что фестиваль, который организовал мой сын, - не одноразовая вещь, и что будет жить здесь спокойно, ясно и развиваться. У меня нет лекции или программы, с которой я мог бы выступить. Интерес возникает тогда, когда я понимаю, что же волнует людей, которые пришли тебя слушать. Для меня любое такое общение важно. Потому что, если ты не Киркоров, фокусник или телевизионная звезда, люди, которые пришли на тебя посмотреть, хотят услышать от тебя то, что им интересно. Могу гарантировать, что все, что я говорю, - это мое личное мнение, я говорю то, что думаю. В этом случае ты отвечаешь за свои слова и не ждёшь, чтобы тебя за них кто-то похвалил. Но самое главное для меня – то, что я буду говорить с вами на одном языке. Языке искренности, - сказал режиссёр.

Национальный иммунитет и воспитание манкуртов

Первый вопрос был новой картине Михалкова «Солнечный удар», которая ещё находится в работе. Он рассказал, что уже весь материал отснят, работают над компьютерной графикой. Режиссёр выразил надежду, что она будет актуальной, а также рассказал о том, на основе каких произведений Бунина снималось это кино.

На встречу с Никитой Сергеевичем пришёл и заслуженный архитектор России Альберт Каримов. Известный омич поинтересовался, как нашему городу вернуть себе статус третьей столицы и поднял тему разрушения исторических центров российских городов, где по примеру Москву возводят небоскрёбы. Каримова, как и многих омичей, волнует вопрос Омской крепости, а именно возможной постройки на улице Некрасова 45-этажного отеля.
- У вас не вопрос, а ответ. Считайте, что я под ним подписываюсь. Если будет нужна моя помощь, я вам помогу, потому что считаю, что это совершенно справедливое требование, на которое вы абсолютно имеете право. И если будет надо, я вас всегда поддержу.

Интересовались у мэтра отечественного кино и вопросом воспитания детей:
- Глубокое заблуждение, которое постепенно раскрывает свою порочность, - всем цветам цвести. Это большая ошибка, - считает Михалков. - Это не значит, что их надо кошмарить, бить и издеваться над ними. Я не буду говорить про ЕГЭ, это не моё дело, но будь оно не ладно. Но отсутствие экзамена по литературе и истории – это воспитание манкуртов. Если можно говорить о санкциях против России, то санкции - это тот воспитательный процесс, который происходит в течение 20 лет. Безграмотность, безответственность и возможность учить детей по 60 учебникам истории – это первое и последнее, что может разъединить нацию. Дело не в единомыслии, не в том, чтобы быть похожими друг на друга, а в том, что страна и народ – это дерево: корневая система, ствол, ветки и листья. Когда корневая система мощная даже такой буран, как у вас (имеет ввиду события прошедшей субботы. – Ред.), не может поколебать ствол и ветви. Иммунитет национальный необходим великому народу. Ты должен знать, откуда ты и зачем ты. Воспитание не связано с тем, что каждый день петь гимн и смотреть с вожделением на вождя.

На вопрос строгий ли он отец Никита Михалков ответил целой историей о своих детях Анне и Артёме и черепахе и закончил её словами: «Если ты несерьёзно относишься к словам, которые говорит ребёнок, то эта несерьёзность отношения к своим словам в него уже впитывается».

Я благодарен Обаме и ребятам из Европы

Тем временем народному артисту приносили всё больше записок с вопросами. Следующий участник встречи интересовался, меняется ли отношение людей к своей стране, её природе и истории.

   
   

- По большому счёту, вообще многое меняется. Мы за 20 лет здорово изменились. Кто-то сгинул и превратился в ничто, кто-то взлетел, кто-то уехал, кто-то возмущается и всё равно ничего не делает, а кто-то растёт, выкристаллизовывая в себе сегодняшнего человека с теми рубцами на душе и на сердце, которые оставили последние годы, - объясняет Михалков. - Он не озлобился и если приходит на Болотную площадь, то только потому, что искренне возмущён и не доволен отношением власти к народу, но он не лезет на трибуну. На трибуне обычно выступают те, кому есть куда уехать, но они манипулируют сознанием тех людей, которые искренне хотят выразить возмущение и хотят помощи. Но мы знаем из истории замечательную мысль о том, что публичные возмущения придают значимости любому идиоту.

Артист рассказал о знакомых олигархах и заявил, что «само ничего не рассосётся». И, рассуждая о политике, дошёл и до верховного главнокомандующего:

- Если говорить о том, что меняется, то я считаю, что очень изменился президент. То, что он говорил 8 или 10 лет назад, сегодня осуществляется. Он ведёт себя как самостоятельный лидер огромной страны, поливаемый грязью и растаптываемый в интернете. Но посмотрите, как мы стали ощущать себя внутренне. Я бесконечно благодарен Обаме и всем ребятам из Европы за их санкции: они развернули нас к себе. Если воспользуемся этим, мы сумеем доказать что мы действительно великая страна. Если мы хотим двигаться дальше, то должны честно оценить то, что 20 с лишним лет назад было совершено преступление по отношению к нашей стране.

Никита Михалков. Фото: АиФ / Александра Горбунова

Вопросы о стране и власти сменялись частными – спрашивали и Людмиле Гурченко.

-  Это была комета. Люся Гурченко вся соткана была из того, что называется актриса. Гурченко все время что-то играла, всегда была в образе. Никогда не лгала. Она существовала только в работе. Она воспринимала все мгновенно, и сразу же это зерно давало в ней всходы. С ней было трудно работать. Если она чувствовала, что её начинают придавливать, то выпускала все шипы. 

Без вопроса о Крыме вряд ли бы обошлась эта встреча. Омичей интересовало, поддерживает ли известный режиссёр присоединение полуострова к России.

- Я не понимаю слова «присоединение». Мы не присоединяли его, а просто вернули домой. Это историческое событие. Один человек по глупости его подарил, а другой по некой невменяемости в этот момент его не забрал обратно в Беловежской пуще, хотя возможность была. Я не видел ни оккупации, ни агрессии никогда в жизни, которая была бы без единого выстрела, так не бывает. Любите Путина, не любите, уважайте Путина, не уважайте, - он вошел в историю страны навсегда только тем уже, что он сумел, не боясь, отстоять национальные интересы. Крым сегодня – это один из мощнейших импульсов, который послужил, дай бог, долговременному объединению русского народа.

Всё – это любовь

Перспективам развития детского и юношеского кино в России Никита Михалков дал оценку «плохо», потому что его нет, но выразил надежду, что возникающие сейчас анимации дадут толчок. Но для начала нужно проанализировать то, что молодежь смотрит в интернете, и не пытаться их от этого оттянуть, запретить или сделать такое же, а попытаться их перенаправить.

На вопрос, что считает главным достижением, режиссёр ответил: «То, что сижу здесь в Омске, не привез никакого кино, не пою песен, не рассказываю баек, и мы просто разговариваем». Интересовало гостей творческой встречи и то, почему Михалков давно не снимал фильмов о любви и вернулся к этой теме только в «Солнечном ударе».

- Я только о любви снимаю фильмы. Не просто о любви мужчины и женщины. Если просмотреть внимательно на картину «Утомленные солнцем 2», она о любви. Потому что всё, вообще всё – это любовь. Семья, ребёнок, родина - это может быть что угодно. Я никогда не снимаю кино для денег или для славы. Мне не стыдно за мои фильмы, потому что они хорошие, потому что я за них отвечаю. Я никогда не пытался быть понятным, я хочу быть понятым. При близости этих корней и схожести слов, они абсолютно противоположные по смыслу. Быть понятным – опуститься до уровня того, кто требует того, чтобы он тебя понял. А быть понятым - поднять этого человека до уровня твоего состояния. Я не пытаюсь кого-то учить и говорю то, что думаю. И для меня это важнее того, чтобы я вам понравился. Хоть мне и будет приятно, если вы со мной согласитесь. 
Одним из последних вопросов, на которые успел ответить Михалков (осталась ещё целая стопка записок, их несли вплоть до окончания встречи), был о любимой книге и том, что режиссёр посоветовал бы прочитать современному подростку.
- Последняя книга, которую я читал, «Красный свет» Максима Кантера.  У меня так складывается жизнь, что читаю, готовясь к картине, и обчитываю очень много. Праздного чтения у меня мало. Читаю то, что посоветовали и что нужно прочитать. Так или иначе, кручусь вокруг русской литературы.