«Встретимся у шара». Каким должен был стать памятник на площади Бухгольца

Знаменитый омский шар. © / Надежда Никифорова / АиФ

До 1997 года на площади вместо знакомого всем омичам круглого черного объекта стояла колонна  с орлом на вершине. Сейчас эта колонна стоит в Омской крепости рядом с Тобольскими воротами. 17 лет назад после Дня города  ее место на площади у Речного вокзала занял монумент «Держава»  так был назван скульптором Василием Трохимчуком 15-метровый шар со вставками-панно, рассказывающими о первопроходцах, исследовавших Сибирь.

   
   
Панно в царапинах и надписях. Фото: АиФ / Надежда Никифорова

Автор проекта умер в 1998 году. В Омске остались другие его работы – скульптуры и барельеф на библиотеке имени Пушкина, медное оформление входа в Краеведческий музей, барельеф внутри здания Главпочтамта. Однако о том, что шар на площади Бухгольца так и не принял задуманной автором формы, скульптор не узнал. Ведь в 1997 году на площади поставили «времянку» (денег на воплощение проекта целиком не хватило)  с планами ее однажды заменить. Блестящий никелированный шар с медными барельефами, прикованный к постаменту цепями, с подсветкой и даже струящейся водой – вот что должны были получить омичи, если бы все вышло по планам.

Нет ничего более постоянного, чем временное

Прошло 17 лет. Когда-то вместо никелированного металла для изготовления шара был использован стеклопластик. Панно, которые в оригинале должны были быть выполнены на медных пластинах с помощью чеканки, и вовсе были нарисованы на картоне. Удерживающие «пушечное ядро» цепи установить забыли даже на этапе создания «времянки». И прошедшие годы закономерно на пользу временным материалам не пошли – выглядит шар далеко не так бодро, как хотелось бы, учитывая его статус символа города.

  Эта проблема уже давно созрела, но у нас просто не хватает денег, говорит Сергей Кочергин, главный художник Омска.   Нужно сделать шар таким, как он задумывался. На сегодня это, можно сказать, макет шара – он сделан даже не из тех материалов, его пальцем проткнуть можно. Он в таком состоянии ужасном. Центральный округ его подклеивает, подмазывает, чтобы более-менее держался.

Кое-где зияют сквозные дыры. Фото: АиФ / Надежда Никифорова

Достается и постаменту, на котором стоит шар – его разбивают роллеры и скейтеры; и самому шару – есть на его матовых боках следы мела и сорванных объявлений; и декоративным панно – заплаток на картоне все больше и больше.

Портрет Ивана Бухгольца, основателя Омска. Фото: АиФ / Надежда Никифорова

На трех вертикальный панно – 3 человека, принимавших участие в освоении Сибири. Основатель Омска Иван Бухгольц в 1714 году получил от Петра I  приказ отправиться в Сибирь, чтобы строить крепости и отыскать золото.  Экспедиция оказалась не слишком удачна – золота Бухгольц не нашел и пострадал от отрядов джунгар , но успел в 1716 году до отъезда назад заложить первую Омскую крепость.  От нее сейчас ничего не осталось, в  отличие от второй, о судьбе которой идет так много споров.

Портрет картографа Семена Ремезова. Фото: АиФ / Надежда Никифорова

Семён Ремезов, родившийся в 1640-х годах,  вошел в историю прежде всего как картограф, хотя успел он и принять участие в отражении набегов с территории современного Казахстана. Панно с изображенным исследователем больше всего выгорело на солнце. Однако разобрать портрет, если приглядеться, все еще можно.

   
   
Григорий Потанин, исследователь. Фото: АиФ / Надежда Никифорова

Георгий Потанин – герой 19 века, исследователь, путешественник и географ.  Он учился в кадетском корпусе вместе с Чоканом Валихановым, семь лет прослужил казачьим офицером. За участие в студенческих волнениях и  за свои политические взгляды успел отбыть и ссылку, и каторгу.  Однако интересовала его по-настоящему наука – с экспедициями он объездил Сибирь и Центральную Азию, и в 1918 году за свои труды  получил звание Почетного гражданина Сибири.

Дыры в панно маскирует светлая бумага или пленка. Фото: АиФ / Надежда Никифорова

Вертикальные панно сохранились относительно хорошо – однако на горизонтальных уже давно не по одной прорехе. Судьба памятника на площади Бухгольца волнует многих. Мнение возникают противоречивые. Кто-то даже предлагает от шара отказаться – перенести его в другое место или заменить другим памятником. В основном с такими идеями выступают другие скульпторы.

Другие планы

Скульптор Александр Капралов, например, создал проект альтернативного шара. На прошедшем в прошлом году форуме «Омск-2016. Город, где я хочу жить!» он рассказал о своей идее – поставить на площади сварной шар-глобус с парусником сверху. Композиция носит название «Освоение Сибири».

В прошлом году о своей идее рассказал Алексанр Капралов. Фото: Скриншот с сайта

У нас есть скульптор Голованцев: бюст Маняникина его работы, и памятник Детям блокадного Ленинграда. Он предлагал вместо шара установить памятник Петру I,  рассказал Сергей Кочергин, главный художник Омска.  Но это было не официальное предложение. Хотя он сделал несколько макетов памятника.

​Однако есть и защитники первоначального проекта, которые ратуют за воссоздание шара в его оригинальном виде:

  В свое время это нужно было сделать быстро, поэтому сделали бутафорию, - объясняет Александр Макаров, художник, экс-глава омского отделения Союза художников России. –  Я на стольких был градостроительных советах, говорил – новое это новое, но нужно старое доделать! Сколько уже лет стоит. Он должен был быть никлерованный с медными вставками. Блестящий, в нем бы отражалось все. А сейчас стоит черный, как бельмо на глазу.

Черным в полном смысле слова шар назвать тяжело - но темным он остается. Фото: АиФ / Надежда Никифорова

Пока еще  стоит, хотя, как можно заметить, потихоньку разрушается. А денег, как всегда нет. Да и точная сумма, которую потребует восстановление памятника, неизвестна.  

 Чтобы посчитать точную сумму, нужно найти первоначальный проект Василия Трофимчука,  отвечает Александр Макаров.

Александр Капралов рассказал  ria7.ru, что его проект обойдется бюджету примерно в 3 миллиона рублей. И это ажурная скульптура – сделать ее мог бы и сам автор идеи. Литой шар придется заказывать в Москве. Суммы представляются внушительные. Точно их не назовешь, но рассчитать реально  – Александр Макаров вспоминает про проектировщика, который участвовал в создании шара, и обещает выяснить у него важную информацию о финансах.  Предположить стоимость проекта сходу не может и главный художник Омска, но высказывает свое мнение – также в поддержку шара:

–  Если говорить о моем мнении – я тоже за то, чтобы сделать шар так, как положено, и оставить его там, где он стоит, - говорит Сергей Кочергин. –  Потому что он стал визитной карточкой Омска. Можно сделать памятники и с Петром I, и с кем-то еще, но этот памятник, на мой взгляд, должен остаться. А мнение омичей нужно отдельно спросить. 

Корабль инопланетян и «негритянский колобок»

Площадь у Речного вокзала редко бывает заполнена людьми. Место вполне историческое – именно здесь когда-то, как говорят историки, стояла заложенная Бухгольцом крепость, однако делать здесь особенно нечего – пройти мимо к Речному вокзалу, фотографироваться на память, навестить в какой-нибудь торжественный день. Отличный объект для фотографий с ладошками и шутливых попыток сдвинуть с места.

Площадь Бухгольца с памятником. Фото: АиФ / Надежда Никифорова

В городском пространстве и сознании омичей шар прижился. Гости города да и сами жители при этом все равно отмечают его необычность. Про пушечное ядро вспоминают редко, зато часто сравнивают его с космическим кораблем и инопланетным объектом.  «Звезда смерти», «Негритянский колобок», «яйцо Полежаева»  – каких только прозвищ он не получал. Может быть, черный он и мрачный. Но все-таки уже – часть Омска. И разумом понимаешь – делать что-то нужно, потому что иначе шар однажды просто-напросто развалится. Но и представить вместо его поблекшей за долгие годы черноты никелированный блеск  сложно. И все-таки ... отличный бы это был подарок к 300-летию городу. А Вы как думаете?