- Приезжай в Омск, будем создавать симфонический оркестр.
- В городе есть консерватория, музыканты, концертный зал?
- Ничего нет. Вот ты это всё и сделаешь.
Этот разговор 40 лет назад состоялся между тогдашним директором омской филармонии Юрием Юровским и дирижёром Семёном Коганом. Четыре года Коган создавал омский коллектив, затем ещё 10 лет руководил им. После этого, уехав в Ростов, два года совмещал должности главных дирижёров сразу в двух оркестрах. А потом связь с Коганом прервалась на много лет. За это время основатель омского симфонического успел основать ещё и национальный оркестр в Греции. Четыре года назад, организовывая фестиваль "Соотечественники", омская филармония пригласила Семёна Когана принять в нём участие. С тех пор Семён Аркадьевич стабильно дважды в год приезжает в Омск, а лучшие музыканты оркестра награждаются премией его имени.
Убеждал как мог
В юбилейный сезон омской филармонии наш еженедельник пригласил к разговору создателя академического симфонического оркестра, чтобы из первых уст узнать, как всё начиналось и доволен ли маэстро своим детищем сегодня.
- Тогда нам удалось привезти из Ленинграда целый выпуск молодых музыкантов. А ведь их ещё нужно было уговорить, доказать, что Сибирь ничем не хуже Ленинграда. И я рассказывал, что Омск - это такой хороший город, в котором много цветов, в котором живут люди, мечтающие, чтобы у них появился оркестр. В Омске будет работа, будет где реализовать себя. В общем, я много чего говорил, убедил 35 человек. Тут их замечательно встретили, дали квартиры. Потом стали приезжать выпускники Свердловской, Новосибирской консерваторий. Конечно, непросто было создать коллектив - без основы, без традиции. Одного ребёнка родить сложно. А тут сразу несколько десятков "детей"! Но омские слушатели настолько тепло принимали оркестр, с такой любовью относились к концертам, прощали недостатки, как прощают детям. И коллектив стал быстро входить в элиту симфонических оркестров страны. Сегодня я вижу то же самое: оркестр хорошо известен в России, это заметное явление в современной музыкальной культуре, и чтобы выступить вместе с ним, в Омск приезжают многие знаменитые солисты.
- Создание оркестра в небольшом городе в то время было "госзаказом" на уровне страны или исключительно местной инициативой?
- Главная причина его возникновения - сами жители созрели для этого. Здесь всегда была очень глубокая и тонко чувствующая, образованная интеллигенция. Во время войны сюда был эвакуирован театр им. Вахтангова, крупнейшие заводы, переехала профессорская элита, преподававшая в институтах. В Омске сложилась особая культурная, интеллектуальная атмосфера. И создание филармонии было своевременно как никогда. Признаюсь, в Омске я получил большую практику по созданию оркестров. Здесь это понимают, ценят, что для меня очень важно. Но если бы сегодня мне предложили создать ещё один оркестр, я бы не взялся (смеётся).
40 лет - не возраст
- Что вы видите нового, появившегося уже без вашего участия, в сегодняшнем оркестре?
- Профессионализм, который утверждается годами, уверенность, хороший репертуар. Оркестр играл много новой музыки. Но всё это - на базе традиций, заложенных изначально. К тому же здесь появился молодой и перспективный директор, который очень удачно выстраивает политику филармонии.
- Вы много работали за рубежом. Аудитория на концертах отличается от российской? Кому сегодня интересна симфоническая музыка?
- За рубежом богатейшие традиции посещения концертов симфонической музыки, которые складывались веками. Там это впитывается с молоком матери и проблем заполнения залов не существует, ходит и молодёжь, и среднее поколение. Бетховен, Моцарт, Гайдн для них родные композиторы, которые близки им по духу, мелодике, по музыкальным образам, а для нас они всё-таки иностранцы. В России традиции симфонических концертов сложились только где-то с конца XIX века. Во многих городах симфонические оркестры возникли после войны. 40 лет оркестру - разве это много для истории? Вот 340 - это да! Но, тем не менее, этот опыт надо культивировать, без него не может быть культуры народа. Город, в котором нет симфонического оркестра, неполноценный с точки зрения духовного развития его жителей. И потом, русский народ очень восприимчив к серьёзной музыке, которая входит в человеческие тайны, вызывает сопереживание, даёт надежду.
Лучше "Катюши" не придумали
- Вас как профессионала, наверное, многое возмущает в сегодняшнем мире. Что особенно неприятно?
- Засилие попсы, распространение которой активно поощряется телевидением. Все прекрасно понимают, какой вред это приносит, но ничего не меняют. Советское время оставило нам огромное музыкальное наследие, созданное на высочайшем уровне композиторского мастерства. Что сегодня может быть равным песням "Нас утро встречает прохладой", музыку к которой написал Шостакович, "Не кочегары мы, не плотники" Щедрина, "Катюша" Блантера? Нынешняя попса не имеет к культуре никакого отношения. Миссия музыки - нести высокие чувства, окрылять и обогащать людей, помогать им. А то, что делается сейчас, несёт лишь ущербность.
- На ваш взгляд, люди сегодня готовы к высоким порывам?
- Им надо помочь в этом. Как цветку, которому для роста необходимо удобрение. Любой вид искусства должен раскрывать лучшее в человеке, а не подавлять его, высвобождая низменные, примитивные желания.
Реформа с ремарками
- Сегодня часто говорят о слабом положении многих российских филармоний. На ваш взгляд, эта структура нуждается в серьёзной реорганизации?
- Любая реформа требует своей ремарки. Не всем одинаково подходит общее правило. Московская филармония, например, может решать те вопросы, которые не может решать омская. Свердловская филармония, получавшая миллионные дотации местной власти, не может быть приравнена к Курганской или Вологодской. Я бы разделил филармонии по категориям с соответствующим объёмом помощи.
- Кто тогда должен определять категории, чтобы не скатиться в бюрократию?
- Во-первых, слушатели, во-вторых, наблюдательные комиссии из крупных деятелей искусств, лучше неместных.
- К какой категории вы бы отнесли омскую филармонию?
- Я думаю, она близка к рангу московской. Ей, конечно, тяжелее, всё-таки Сибирь не центр, условия работы непростые. Но как крупная филармония она имеет право на преференции, её нужно поддержать, и тогда можно будет поднимать статус ещё выше.
Досье
Семён Коган - народный артист России, выпускник Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова и аспирантуры по классам дирижирования и скрипки. Родился в 1928 году в городе Бобруйске Белорусской ССР.
С 1966 по 1976 год возглавлял омский симфонический оркестр. В 1992 году стал победителем международного конкурса главных дирижёров в Корее, получив Гран-при, первую премию и Золотую медаль. Сейчас Коган выступает с симфоническими оркестрами многих стран, преподаёт в Ростовской консерватории по классу дирижирования.
Смотрите также:
- Роман в музыке. Омскому симфоническому оркестру исполнилось 50 лет →
- Известный композитор Эдуард Артемьев побывал в Омске →
- Семён Коган: «Омский оркестр как прожектор» →