aif.ru counter
165

Роман в музыке. Омскому симфоническому оркестру исполнилось 50 лет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ в Омске 28/09/2016
С публикой музыканты ищут баланс интересов и одной классикой на концертах не ограничиваются.
С публикой музыканты ищут баланс интересов и одной классикой на концертах не ограничиваются. © / Омская филармония

Накануне открытия юбилейного сезона академического симфонического оркестра гостем редакции «АиФ в Омске» стал его главный дирижёр и художественный руководитель Дмитрий Васильев.

Испытание временем

Ольга Емельянова, omsk.aif.ru: Дмитрий Владимирович, полвека для симфонического оркестра - это солидный возраст?

Дмитрий Васильев: Да, по российским меркам возраст довольно почтенный. Хотя есть оркестры из Ростова или Нижнего Новгорода, им больше 70 лет, но таких в России мало.

- Возраст публики в зале приравнивается к возрасту оркестра? Принято считать, что на концерты классической музыки ходят люди, воспитанные в СССР, причём ходят, что называется, по инерции, потому что привыкли. Согласны?

- Не совсем. В конце 90-х годов прошлого века публика состояла в основном из интеллигенции, сформированной в СССР. Да и сейчас основная масса слушателей - представители интеллигенции. Однако приходят на концерты и люди, которые в классической музыке не разбираются, и ничего удивительного в этом нет. Знаете, я недавно приехал в автосервис, а там ко мне подходит мастер и говорит: «А мы с женой на ваши концерты ходим». Также я знаю слесаря, который является ценителем симфоний. Понимание музыки зависит не от количества знаний в голове или профессии, а от развитости человека, его душевных способностей.

- А если человек приходит в филармонию как на модную тусовку, чтобы пообщаться, наряды показать - вам за классическую музыку не обидно?

- Ничего плохого в этом нет, в театр же зачастую ходили, чтобы людей посмотреть и себя показать. Пусть общаются. Общение - важный фактор на концертах, и конечно, в живом исполнении музыка воспринимается лучше.

Чтобы понять классику, особый слух не нужен.

- Вам часто приходится прогибаться под запросы публики? Например, оркестр хочет играть Чайковского, а зрители желают слушать саундтреки из современных фильмов?

- Нам приходится постоянно искать баланс. Если мы увеличим количество развлекательных концертов до уровня, скажем так, выше «санитарной» нормы, то интерес к ним пропадёт. Это как сладость, которой не должно быть много.

Да, есть такая тенденция: чем серьёзнее и сложнее программа, тем меньше публики, и наоборот, если программа лёгкая и популярная, то и публики больше. Лучшая музыка, написанная для симфонического оркестра, - серьёзная, это как жанр романа в литературе. Поэтому симфония - своеобразный роман в музыке. Оркестру интереснее играть именно симфонии Брамса, Шостаковича, Прокофьева, Малера и других. Классика - это то, что прошло испытание временем.  Мне кажется, сейчас достаточно 30-50 лет, чтобы понять, продолжают люди интересоваться произведением искусства или оно уже потеряло актуальность.

- Этим летом филармония удивила весь Омск, проведя концерт практически в лесу - в парке на Королёва. Это тоже один из способов привлечь публику? «Симфопарк» ещё неделю обсуждали во всех соцсетях.

- «Симфопарк» - это абсолютно новая для города форма. На Западе подобное явление существует давно и довольно успешно, а мы только открываем его для себя. Организовать концерт в парке сложно с технической точки зрения. Но такого интереса к проекту никто не ожидал, было продано более 7 тысяч билетов. Мы вдохновлены результатом. Возможно, следующим летом появится целый фестиваль подобного плана.

Настроить волну 

- Фестивали - это хорошо. Но вы не думаете, что публику можно перекормить зрелищем? Звёздные имена, коллективы, концерты в парке - так и избаловать зрителя можно.

- Мы обречены на это. (Улыбается.) Пока наша публика будет поддерживать нас, приобретая билеты, будут появляться и необычные проекты, и известные имена на афишах.

- С городом понятно, а что делать районам? Реально ли вывезти симфонический оркестр в село? В конце концов, многие люди на селе только по месту своего проживания автоматически лишены возможности прикоснуться к культуре.

Симфония - своеобразный роман в музыке.

- На моей памяти в районы мы с оркестром выезжали всего несколько раз. Главная проблема в том, что в районных центрах нет достойных площадок, на которых можно было бы полноценно разместить симфонический оркестр. Во-первых, нужна большая сцена, а их в области  нет. Даже если музыкантов оркестра и получится в урезанном составе уместить на площадке, что делать со звуком? Нужна хорошая акустика. И конечно, публика. За пределами Омска прослойка ценителей классической музыки пока ещё настолько тонка, что подчас не позволяет заполнить зал своего Дома культуры даже наполовину. Хотя потенциал в области большой, и если заняться этим вопросом, то своя публика может там появиться. В России хорошая практика развития гастролей на селе в Свердловской области. У местной филармонии в районах есть филиалы, там даже знаменитости гастролируют.

- С чего всё-таки начать слушать классическую музыку, а главное, как научиться слышать?

- Абсолютный музыкальный слух для этого не нужен. Можно начать с концертов более лёгкой и известной музыки, это Моцарт или Чайковский. Хотя случалось, что люди, далёкие от мира классической музыки, услышав серьёзное произведение, были потрясены, поняв его всем своим существом. К сожалению, человек чаще становится восприимчив к таким тонким материям только в моменты утрат, несчастий. Но ведь и в радости можно легко настроиться на восприятие серьёзной музыки. Здесь на помощь может прийти живопись, литература. Нужно научиться воспринимать тонкие материи и в состоянии радости, настроив свой «радиоприёмник» на нужную волну.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество