Накануне открытия юбилейного сезона академического симфонического оркестра гостем редакции «АиФ в Омске» стал его главный дирижёр и художественный руководитель Дмитрий Васильев.
Испытание временем
Ольга Емельянова, omsk.aif.ru: Дмитрий Владимирович, полвека для симфонического оркестра - это солидный возраст?
Дмитрий Васильев: Да, по российским меркам возраст довольно почтенный. Хотя есть оркестры из Ростова или Нижнего Новгорода, им больше 70 лет, но таких в России мало.
- Не совсем. В конце 90-х годов прошлого века публика состояла в основном из интеллигенции, сформированной в СССР. Да и сейчас основная масса слушателей - представители интеллигенции. Однако приходят на концерты и люди, которые в классической музыке не разбираются, и ничего удивительного в этом нет. Знаете, я недавно приехал в автосервис, а там ко мне подходит мастер и говорит: «А мы с женой на ваши концерты ходим». Также я знаю слесаря, который является ценителем симфоний. Понимание музыки зависит не от количества знаний в голове или профессии, а от развитости человека, его душевных способностей.
- А если человек приходит в филармонию как на модную тусовку, чтобы пообщаться, наряды показать - вам за классическую музыку не обидно?
- Ничего плохого в этом нет, в театр же зачастую ходили, чтобы людей посмотреть и себя показать. Пусть общаются. Общение - важный фактор на концертах, и конечно, в живом исполнении музыка воспринимается лучше.
- Вам часто приходится прогибаться под запросы публики? Например, оркестр хочет играть Чайковского, а зрители желают слушать саундтреки из современных фильмов?
- Нам приходится постоянно искать баланс. Если мы увеличим количество развлекательных концертов до уровня, скажем так, выше «санитарной» нормы, то интерес к ним пропадёт. Это как сладость, которой не должно быть много.
Да, есть такая тенденция: чем серьёзнее и сложнее программа, тем меньше публики, и наоборот, если программа лёгкая и популярная, то и публики больше. Лучшая музыка, написанная для симфонического оркестра, - серьёзная, это как жанр романа в литературе. Поэтому симфония - своеобразный роман в музыке. Оркестру интереснее играть именно симфонии Брамса, Шостаковича, Прокофьева, Малера и других. Классика - это то, что прошло испытание временем. Мне кажется, сейчас достаточно 30-50 лет, чтобы понять, продолжают люди интересоваться произведением искусства или оно уже потеряло актуальность.
- «Симфопарк» - это абсолютно новая для города форма. На Западе подобное явление существует давно и довольно успешно, а мы только открываем его для себя. Организовать концерт в парке сложно с технической точки зрения. Но такого интереса к проекту никто не ожидал, было продано более 7 тысяч билетов. Мы вдохновлены результатом. Возможно, следующим летом появится целый фестиваль подобного плана.
Настроить волну
- Фестивали - это хорошо. Но вы не думаете, что публику можно перекормить зрелищем? Звёздные имена, коллективы, концерты в парке - так и избаловать зрителя можно.
- Мы обречены на это. (Улыбается.) Пока наша публика будет поддерживать нас, приобретая билеты, будут появляться и необычные проекты, и известные имена на афишах.
- С городом понятно, а что делать районам? Реально ли вывезти симфонический оркестр в село? В конце концов, многие люди на селе только по месту своего проживания автоматически лишены возможности прикоснуться к культуре.
Симфония - своеобразный роман в музыке.
- На моей памяти в районы мы с оркестром выезжали всего несколько раз. Главная проблема в том, что в районных центрах нет достойных площадок, на которых можно было бы полноценно разместить симфонический оркестр. Во-первых, нужна большая сцена, а их в области нет. Даже если музыкантов оркестра и получится в урезанном составе уместить на площадке, что делать со звуком? Нужна хорошая акустика. И конечно, публика. За пределами Омска прослойка ценителей классической музыки пока ещё настолько тонка, что подчас не позволяет заполнить зал своего Дома культуры даже наполовину. Хотя потенциал в области большой, и если заняться этим вопросом, то своя публика может там появиться. В России хорошая практика развития гастролей на селе в Свердловской области. У местной филармонии в районах есть филиалы, там даже знаменитости гастролируют.
- С чего всё-таки начать слушать классическую музыку, а главное, как научиться слышать?
- Абсолютный музыкальный слух для этого не нужен. Можно начать с концертов более лёгкой и известной музыки, это Моцарт или Чайковский. Хотя случалось, что люди, далёкие от мира классической музыки, услышав серьёзное произведение, были потрясены, поняв его всем своим существом. К сожалению, человек чаще становится восприимчив к таким тонким материям только в моменты утрат, несчастий. Но ведь и в радости можно легко настроиться на восприятие серьёзной музыки. Здесь на помощь может прийти живопись, литература. Нужно научиться воспринимать тонкие материи и в состоянии радости, настроив свой «радиоприёмник» на нужную волну.