Таможня должна быть незаметной

   
   

Пересечь государственную границу, быстро и с комфортом пройти все необходимые проверки и не почувствовать никаких сложностей - такой должна быть работа таможни. Омск может стать одним из первых приграничных городов в России, где эти планы будут воплощены в жизнь.

Пилотный проект строительства таможенно-логистического терминала на международном автомобильном пропускном пункте "Ольховка" уже одобрен в Москве. Идея заключается в том, что недалеко от пункта пропуска на границе должен появиться комплекс, в котором для участников внешнеэкономической деятельности предусмотрена широкая инфраструктура - начиная с проведения таможенного оформления и других форм контроля, заканчивая техобслуживанием и питанием.

- На Западе работа таможенных органов строится именно так: она практически незаметна для тех, кто добросовестно и открыто пересекает границу и является препятствием для её нарушителей, - говорит Сергей ОВЧАРЕНКО, исполняющий обязанности начальника омской таможни, подполковник таможенной службы.

Одна из самых молодых

- Сегодня многие говорят о том, что пункты таможенного контроля с казахстанской и российской сторон очень сильно отличаются, и, увы, не в нашу пользу. Почему сложилась такая ситуация, и планируются ли в ближайшее время какие-то изменения?

- К сожалению, у нас нет ни крытых площадок, ни условий для комфортного досмотра багажа. Пока нет. Дело в том, что омская таможня - одна из самых молодых в стране, нам всего 17 лет. И все пункты пропуска оборудованы по временной схеме. Сегодня всё имущество на пунктах пропуска передаётся в ведомство федерального агентства Росграница. Мы связываем с ним большие надежды. Сейчас организация находится на этапе становления, но я надеюсь, что он пройдёт быстро, и мы сможем получить достойную инфраструктуру. У нас уже разработан проект капитального строительства с созданием современной инфраструктуры на пунктах пропуска "Ольховка", "Одесское", в Исилькуле. Граница должна выглядеть достойно. А уж достойную работу мы обеспечим.

- Удастся ли таким образом решить ещё и проблему более быстрого прохождения постов? Ведь не секрет, что иногда стоять на границе приходится дольше, чем прописано в нормативах.

- Вы правы, по нормам на прохождение всех таможенных процедур товаров положено 20 минут. Проверка пассажирской таможенной декларациидолжна занимать не более 30 минут. Но есть напряжённые сезоны, например, лето, когда поток транспорта очень большой: через таможню проходит до 130 грузовых и 350 легковых автомобилей в день. И легковые автомобили также нужно проверить на отсутствие запрещённых грузов. Но если с перемещением товарных партий работать легче, перевозчики хорошо знают, какие документы нужны и как они заполняются, то с физическими лицами не так всё просто. Проблемы возникают с заполнением таможенных деклараций. Потому и сроки не выдерживаются. Нервы. Стресс. Тяжело, но мы пытаемся объяснять людям, помогать.

Не выходя из офиса

- А как движется процесс внедрения электронных деклараций?

- Довольно успешно. Если в начале 2009 года электронное декларирование составляло 13%, то за 9 месяцев оно выросло до 29%. Будущее за ним. Оно исключает субъективизм в работе с участниками внешнеэкономической деятельности. Но внедрять новые технологии трудно, когда техническое оснащение всех звеньев внешнеторговых поставок произведено не до конца. К примеру, при вывозе товара железнодорожным транспортом перевозчик требует документального оформления на бумажном носителе, декларации в электронном виде не принимаются. Компьютеризация должна быть общей, во всех сферах, которые задействованы в процессе перемещения товара из страны в страну. С 2010 года можно будет заполнять декларацию не выходя из офиса и отправлять ее с помощью Интернета в сеть федеральной таможенной службы для проверки. Это должно значительно сократить процедуру прохождения через границу.

Нежная "штучка"

- Есть ли новшества в работе с частными лицами?

- В распоряжении омской таможни появился мобильный инспекционно-досмотровый комплекс, с помощью рентген-луча можно просмотреть содержимое как женской сумочки, так и крупнотоннажного грузовика. Это также сокращает время прохождения через таможню.

- Сколько пунктов пропуска у омской таможни и сколько из них имеют такую установку?

- Всего шесть автомобильных, два железнодорожных, один речной и один воздушный. К сожалению, мобильный инспекционно-досмотровый комплекс расположен только в одном пункте - в "Одесском". Этот комплекс - нежная французская "штучка", которой для эффективной работы требуется ровная бетонная площадка. А такая безупречная площадка есть только в "Одесском". Хотя мы очень осторожно пробуем перемещать комплекс и на другие пункты. Кроме этого оборудования, у омской таможни есть и другие передвижные рентген-установки для досмотра багажа физических лиц. Также есть современные технические средства, которые позволяют проводить таможенный досмотр в труднодоступных местах.

- Каковы сегодня основные задачи омской таможенной службы?

- Наша задача - быть на страже экономической безопасности России. В нашей стране таможенная служба даёт практически половину всех поступлений в госбюджет. За 9 месяцев таможня Омска внесла в федеральную казну 2,3 млрд. руб. Для выполнения этой задачи у нас хорошо налажены контакты и с деловыми кругами Омска, и с профильными организациями: Торгово-промышленной палатой, общественными организациями, Россельхознадзором, Роспотребнадзором, правительством Омской области. Мы совместно прорабатываем тактику, чтобы работа была эффективной.

Смотрите также: