"Нормальная у нас крыша. И здание обычное. Просто очень красивое. В Будапеште точно такое же есть. И в Красноярске, и в Ростове. Это они с нас пример взяли! И если про крышу нашего театра и ходят в народе какие-то шутки, то они всегда добрые", - говорит директор Омского государственного музыкального театра Борис Ротберг.
В Омске он работает почти 20 лет, театру вообще отдал ровно 50, из которых 37 лет находится в должности директора. 27 апреля Борис Ротберг отмечает юбилей. Как и положено директору, отмечает в работе, в заботах о театре, в штате которого 600 человек, и в творчестве.
Марьяновка лучше Запада
- Вопрос, наверное, не очень праздничный. Скажите, Музыкальный театр сейчас ощущает сложные времена?
- Понимаете в чём дело... в театре никогда не было хороших времён. Я имею в виду театр вообще. Сложность в том, что театры, как библиотеки, как художники, не дают денег государству, а только получают их от него. Искусство надо поощрять в достаточной мере. Но если раньше была помощь от государства и от регионов, то сегодня вся нагрузка ушла на регионы. Если бы не губернатор, я не знаю, что было бы с омским театральным искусством. А ведь в некоторых областях губернаторы говорят: "Зачем нам театр? Пусть он сам себя кормит". Ну как может театр самостоятельно заработать? На панель что ли артистов выводить? Если мы начнём по-настоящему зарабатывать деньги, то уйдём от искусства. Чтобы зарабатывать деньги, нужно повышать цены на билеты. Но мы этого делать не будем даже в трудные времена. При всей моей не очень большой любви к Западу я признаю, что там всё-таки есть спонсоры, которых у нас, к сожалению, нет. Хотя сравнивать нас не стоит. Каждый живёт по-своему. Не люблю, когда кричат, мол, я был на Западе. А я говорю: "Ну и что? А я был в Марьяновке!"
И желательно без антракта
- Сейчас многие воспринимают театр как услугу. Не обидно?
- Любой вид искусства - вид услуги. Другое дело, что услуги разные бывают. Есть рестораны, магазины, а есть театр. Мы оказываем услугу ворочать мозгами, думать, жить душой, творчеством. И чем лучше люди научатся эту услугу воспринимать, тем культурнее будут.
- Поколение, воспитанное на клипах, способно воспринимать "длительное искусство", например, ту же оперу?
- Это зависит от каждого человека и его мозгов. В XVIII веке люди ходили на оперные представления, которые шли по четыре-пять часов. А сегодня как? Быстро-быстро и желательно без антракта. Но это опять же не все.
- А конкуренция между видами искусства существует? Ведь ясно, что среднестатистический омич в кино ходит чаще, чем в театр.
- Говорить о том, что сегодня востребован один вид искусства, а завтра будет другой, нельзя. Потому что искусство в принципе всегда востребовано. Даже если в театр ходит пять человек, он уже востребован. Когда "большие люди" говорят, что двести театров в России - это много, что половину из них надо позакрывать, это глубочайшая ошибка. Если в городе есть театр, но туда ходит мало народа, он всё равно здесь необходим, чтобы люди могли развиваться.
Училище - не миф
- В Музыкальном театре уже много лет нет главного режиссёра. Почему?
- Сегодня во многих театрах нет главных режиссёров. Молодёжь нынче любит поставить спектакль, получить за него деньги и уехать. Заниматься тяжёлым делом она не хочет. А главный режиссёр - не только тот, кто делает спектакль, но тот, кто руководит творческим процессом.
- Если бы появился человек, готовый взять на себя эту сложную работу, вы бы его взяли?
- Я такого как раз ищу. Появиться с неба он не может, режиссёра надо "воспитать". Были молодые люди, на которых я возлагал надежды. Но кто-то ушёл сразу, а кто-то просто не выдержал замечаний и непростой работы. Может, в этом отношении я жёсткий. Но мне нужна дисциплина. Надо, чтобы режиссёр не просто поставил спектакль и ушёл домой спать, но ещё и занимался внутренними делами театра, думал о людях, которые здесь работают.
- Я слышала, что театр ищет солистов балета. В Музыкальном проблемы с кадрами?
- Нет, просто мы набираем для подготовки будущих артистов. Пока в Омске нет хореографического училища, на базе театра работает балетная студия. Дипломов мы не даём, но кадры готовим.
- Необходимость иметь в городе собственное хореографическое училище обсуждается уже не первый год. Оно на самом деле может появиться, или это только мечты?
- Вообще ошибка была сделана тогда, когда в Омске начали строить Музыкальный театр. Потому что сначала нужно было открыть хореографическое училище или хотя бы филиал консерватории, как это сделали в Красноярске. Только потом там появился оперный театр. Училище в Омске будет. Я не уйду из театра, пока оно не появится. На сегодняшний день речь идёт об открытии филиала Башкирского хореографического училища. Так обещал губернатор. Но в связи со сложной экономической ситуацией его реализация пока задерживается.
"Служим России!"
- Никакой другой театр в Омске, кроме вашего, не имеет такой принципиальной позиции - выезжать со спектаклями в горячие точки, выступать с концертами в военных гарнизонах. Объясните, почему?
- Ни один вид русского искусства не должен жить без помощи армии, без дружеских отношений с ней. Армия и крестьяне - две опоры нашего государства. Армия защищает, крестьяне кормят. Музыкальный театр каждый год выезжает в части, дважды наши артисты были в Чечне, в последний раз - в 2002 году. Зимой мы ездим с концертами по всему омскому гарнизону, а летом планируем выезд на заставу Забайкальского пограничного округа в часть ракетных войск. К нам даже не обращаются с просьбами дать концерты для солдат. Просто звонят и говорят: "Приезжайте". Мы отвечаем: "Служим России!" и едем.
- В 2006 году прошёл первый фестиваль "Панорама музыкальных театров". Скоро начнётся второй. Проект масштабный и очень затратный. Даже кризис не остановил?..
- Первая "Панорама" вызвала такой резонанс, что все убедились: фестиваль нужен. Он пройдёт с 23 мая по 11 июня. Цены на билеты будут вполне доступными, но такими, которые позволят всё-таки получить хоть какую-то прибыль. А что касается сложных времён... Фестивали даже в кризис нужны, потому что они дают пищу для мозгов.
Досье
Борис Львович Ротберг - залуженный работник культуры России. Он стал автором идеи создания спектаклей, музыку к которым по специальному заказу театра писали современные российские композиторы. Такие проекты получали статус "первых постановок в России". В прошлом году на фестивале "Золотой витязь" в Москве он был удостоен специального диплома жюри "Лучшему продюсеру за подвижническое служение Русскому театру". Награждён медалью Министерства обороны России "За укрепление боевого содружества", медалью "Ветеран боевых действий" и медалью "За службу на Северном Кавказе".
Смотрите также:
- Театр воспитывает человека. Директор театра – о конкуренции и духовности →
- Егор Дружинин: «Клоунада – это актёрство в таблетке» →
- Президент России обещал приехать в Тару →