"Я вас выведу на чистую воду! - сотрясала криками стены одного из омских супермаркетов энергичная дама. - Вы научитесь меня уважать!". Кассиры и менеджеры устало вздыхали: эта покупательница периодически "доставала" магазин нелепыми претензиями и за короткое время добилась "звания" экстремиста.
Ладно бы, пошумела и удалилась, так нет: эта назойливая дама умудрялась с помощью скандалов возвращать деньги за половину съеденных продуктов.
Как купить... бесплатно
Мы привыкли на чем свет стоит бранить тех, кто нас обслуживает. Что греха таить, есть в их работе "отдельные недостатки". Но почему-то очень редко мы говорим о людях, которые мешают нормальному функционированию магазинов, турфирм, клиник и т. д. С виду они - обычные потребители, однако стоит им достать кошелек, как у них вырастают "клыки".
Они хитры и коварны: бесплатно отдыхают в дорогих зарубежных отелях, не платят за косметологические операции и работу стоматолога, покупают баснословно дорогие костюмы и обувь, чтобы надеть их один раз на торжество и вернуть в магазин, не заплатив ни копейки. Компьютеры, аудио - и видеотехнику они тоже возвращают и требуют денег. Это не зануды и не мелкие скандалисты. Это люди особой категории - потребители-экстремисты, которые необоснованно обогащаются за счет поставщика товаров, услуг.
Ботинки в тазике
"К эксперту нашего Центра независимой потребительской экспертизы обратился с претензией омич, недовольный качеством купленных непромокаемых ботинок, - рассказывает Евгений Рабинович, председатель совета областной общественной организации "Омский союз потребителей "Щит". - Дома он устроил эксперимент: опустил ботинки в таз с водой, чтобы убедиться в заявленных свойствах непромокаемости. Спустя два часа отрицательного результата (не промокли!) покупатель решил подогреть тазик, чтобы ужесточить условия испытания товара. В результате обувь промокла! Сразу последовал визит в наш Центр, затем в суд".
Телевизор на халяву
Другой пример, о котором "АиФ в Омске" поведал Максим, продавец аудио-, видеотехники крупного омского магазина: "Человек купил домашний кинотеатр в кредит, заплатил всего две тысячи рублей и... исчез на полгода. Кредит и проценты банку возвратил поручитель. В суде штрафник заявил, что к покупке не была приложена инструкция на русском языке, из-за чего он не мог пользоваться телевизором. Он попросил расторгнуть договор купли-продажи, вернуть деньги и транспортировать товар обратно в магазин".
Одуванчик плакучий
Женщина средних лет накануне праздника 8 Марта решила сделать себе подарок. В секции ювелирных изделий в престижном магазине города она приобрела за 17 тыс. руб. кольцо с декоративными элементами. Через полгода женщина пришла в магазин и заявила, что декоративные элементы кольца, которые должны выглядеть как одуванчик, теперь похожи на плакучую иву.
Список примеров можно продолжить: претензии к качеству меховых изделий, дорогих костюмов, пластиковых окон, компьютеров и т. д. Объединяет эти случаи одно - решимость и настойчивость потребителя взыскать во что бы то ни стало уплаченные деньги и возместить моральный вред.
Классификация "экстремистов"
По мнению Евгения Рабиновича, потребительский экстремизм появился в нашем регионе сразу же после вступления в силу Закона "О защите прав потребителей", т. е. в 1992 году. Экстремистов-"вампиров" можно разбить на следующие группы.
Вечные жалобщики. Предъявляют претензии независимо от того, нарушил ли продавец договор или какие-то условия.
Агрессивные. Люди особого психического склада, которые не могут положительно оценивать события, им не нравится все.
"Рэкетиры". Всё тщательно документируют, фотографируют. Претензии оформляют с юристом, устанавливают максимальную сумму иска. Могут нанести значительный ущерб фирме.
"Авторитеты". Чиновники, представители органов власти, различных ведомств, бизнесмены. Используют административный ресурс, инициируют проверки. Причина предъявления претензии отходит на задний план.
Псевдозащитники. Некоторые общества защиты прав потребителей. Обогащаются, поддерживая потребителей-"экстремистов", банально "наезжая" на предпринимателей. Наносят колоссальный вред: происходит искажение смысла правозащитной деятельности.
Комментарий "АиФ в Омске"
Как же быть с потребителями, которые, словно щитом, прикрываются расхожим тезисом "Клиент всегда прав"? Вот несколько основных советов для тех, кто работает с потребителями.
Информация о товаре должна быть достоверной. Вы несёте ответственность за недостатки товара (работ, услуг). Инструкции для импортных товаров обязательно должны быть переведены на русский язык. Если клиент возвращает сломанный товар, утверждая, что он бракованный, вы имеете право произвести экспертизу, на что закон выделяет 20 дней (разъясните покупателю, что если экспертиза установит его вину в возникновении дефектов, то ему придется возмещать продавцу стоимость ее проведения). Качественный товар, не подошедший потребителю по форме, габаритам, фасону и т. д., нужно заменить в течение двух недель с момента покупки. Но вот лазейка: если у вас нет подходящего товара, то придется вернуть деньги.
Смотрите также:
- Возврату не подлежит. На что идут продавцы и чем опасны покупатели? →
- Как вернуть в магазин бракованную вещь →
- Секондомания →