Тут посадили на кол ребенка...

   
   

Много ли в нашем городе зловещих мест? Не очень. Но о тех, которые есть, омичи слагают "страшилки". Старо-Южное кладбище уже два года как снесли, однако окрестные жители до сих пор вздрагивают от ужаса, рассказывая о былом.

Нехорошее влияние

Когда я приехал на кладбище, солнце уже клонилось к закату. В его тусклом свете снег казался пугающе серым, а мучительно шевелившийся под порывами ветра замерзший ковыль как будто намекал, что не все души обрели здесь покой. Огромный пустырь на улице Воровского усеян холмиками и бугорками - это бывшие могилы монашек, рабочих и солдат. По словам властей, всех их перезахоронили, но местные жители считают иначе. "Чьи-то тела увезли, а чьи-то просто не стали трогать, - рассказала Наталья, свидетельница массовой эксгумации. - Так что кости мы сейчас точно топчем". Бывшее кладбище вдоль и поперек пересекают "зимние" дороги и тропинки. И ныне живые ходят по уже забытым умершим.

"Здесь насиловали и убивали едва ли не каждый месяц, - рассказал мне сорокалетний Сергей, дом которого находится метрах в десяти от бывших (?) могил. - Живу я здесь с самого детства, и всегда на кладбище этом кто-то дрался, кого-то резали". Ходят слухи, что в шестидесятые годы средь бела дня на погосте посадили на кол десятилетнего сына местного милиционера. Убийц так и не нашли. "О всякой мистике рассказывать не буду, но какое-то нехорошее влияние кладбища я всегда ощущал, - поделился Сергей и окликнул прохожего: - Эй, Казбек, а тех, кто твоего брата убил, выискали?"

"Выискали, он один был", - хмуро откликнулся прохожий и пояснил мне, что несколько лет назад его брат "шел домой и не поделил с кем-то тропинку". Многие местные жители попадали в схожие ситуации. Некоторым не повезло. Они умерли молодыми на кладбище.

Кресты из ниоткуда

"Моему отцу дали здесь землю под дом, понятно дело, мало кто хотел тут жить, но тогда не выбирали, - вздохнул Сергей. - А жить, конечно, не особо весело. Всегда обещали кладбище обустроить и никогда этого не делали".

Советская власть обошлась с погостом более чем странно. Здесь хоронили погибших на фронтах Второй мировой и в то же время селили местных рабочих. А потом долго закрывали глаза на нехорошее соседство. Проблему решили кардинально уже "наши" власти - мертвых "переселили", живых оставили. Чтобы не обижать усопших, пообещали поставить часовенку и мемориальный комплекс с именами всех перезахороненных. Пообещали.

На слабую психику зрелище с остатками могил и нескольких унылых крестов действует угнетающе. Может, поэтому все люди, к которым я подходил на улице Воровского, приветливостью не отличались. А, может быть, их мучает совесть. Родственники моего собеседника Сергея были похоронены где-то рядом с его домом. Когда ровняли могилы, кладбище оросили слезы многих горожан. Некоторые до сих пор не могут успокоиться и вновь и вновь ставят крест на место предполагаемого упокоения предка.

Не могут успокоиться и мертвые. Сотрудница местной пекарни рассказала, что днем тут постоянно воют собаки, иногда без причины, но чаще... когда звонят колокола соседней церкви. Вроде бы где-то на окрестной улице завелся живодер. А еще несколько месяцев назад начисто сгорел соседствующий с кладбищем дом. Конечно, от короткого замыкания.

Хуже всего то, что, несмотря на закрытость кладбища, на нем продолжают хоронить людей. "Свежая" могила, по словам очевидцев, появилась этим летом. Пожалуй, если кладбище не обустроят в ближайшее десятилетие, оно может заново зарасти могилами и крестами, которые потом опять снесут. Ведь живым в Омске очень тесно рядом с мертвыми. Или все-таки наоборот?

Смотрите также: