В черную пустыню всего за пару лет превратили бы Сибирь тутовый шелкопряд и незаконные вырубки. Если бы не работники лесных угодий. Свой профессиональный праздник они отмечают, как всегда, на службе.
"Леший" - это хороший лесничий. Так говорят люди. Как ни придешь в лес - дровишек самовольно нарубить или костер под шашлычок с друзьями развести - он тут как тут. Только с нечистой силой эти лешие ничего общего не имеют.
- Настоящих леших за двенадцать лет работы я в омских лесах не встречал, - наш собеседник лесничий Омского лесхоза Вадим Дьяченко улыбается. - Однако невероятные случаи со мной происходили. Представьте: одна из предновогодних ночей, люди готовятся к празднику. А мы с лесником по долгу службы в тридцатиградусный мороз охраняем еловые посадки. Вдруг натыкаемся на глубокую траншею в снегу. Тут же, неподалеку, обнаруживаем четыре дерева, у которых срублены пышные макушки на уровне двух метров от земли! Пускаемся по свежему следу охотника за хвойными красавицами. Нагнать нарушителя, к сожалению, не удалось. Хотя брести по метровым сугробам, да еще и с четырьмя елками, тому, очевидно, было нелегко. Но и мы не лыком шиты. Через полтора километра в ближайшей деревеньке выходим-таки на избушку, около которой след обрывается. Стучим в дверь, заходим в сенки. Смотрим, сидит бабулька, сморщенная вся, как урюк - лет семидесяти. От жалости к ней сердечко екнуло. Но старушка ушлая оказалась. "Я, говорит, сынки, завтра в город собираюсь. На электричке. Новый год же на носу. Подарков детям и внукам купить надо. Пенсии моей, сами знаете, не хватит. А за ель под праздники по триста грошей дают. Не поможете деревца-то дотащить до поезда?".
- Оштрафовали старушку?
- Рука не поднялась. Но и пособничать отказались. А прошлой зимой за елкой в лес пришел пятилетний мальчишка. И не побоялся же ни холода, ни темных зимних ночей. Мне самому бывает жутко по ночам в глухом лесу. А тут - ребенок!
- И часто сталкиваетесь с незаконными вырубками?
- Каждый день. Но основная масса приходится на осень, когда частники начинают готовиться к зиме, дрова заготавливают. Криминальный бизнес на лесе сегодня выгоден. "Почему лесникам можно деревья валить, а нам нельзя?" - такую фразу мы нередко слышим от нарушителей. Каждому же не объяснишь, что такое санитарная вырубка леса. Убирать больные деревья, прореживать, где необходимо, насаждения - это наша работа. Если во время не обработать одно дерево, зараженное вредоносным грибом или насекомым, через год могут погибнуть сотни гектаров леса. Недаром лесников называют докторами земли. Кстати, последние два года наши леса подвергаются нашествию шелкопряда. Лес самостоятельно с ним справиться не может, так как ни одна уважающая себя птица, разве что только кукушка, не отважится попробовать эту мохнатую "закуску" на вкус. Деревья же после нашествия гусениц стоят буквально обглоданные. Закончив с хвоей, шелкопряд берется за ствол, а после не гнушается и обычной травой.
- В лесу живут насекомые, которые могут причинить вред человеку. Не боитесь быть укушенным энцефалитным клещом?
- Глупо бояться. Что судьбой предрешено - не изменить. Я видел людей, парализованных из-за укуса этого насекомого - и прививка не помогла. Нам же, работникам лесных угодий, клеща бояться - на работу не ходить. К тому же, не завидую я тому насекомому, которое решится меня укусить. Да и не лесных обитателей, а самого себя стоит бояться человеку. Неосторожное обращение с огнем на природе приводит к трагическим последствиям. Небрежно брошенный окурок - и результаты многолетнего труда исчезают в языках пламени за секунды.
- Об экологической катастрофе, грозящей миру, сегодня только ленивый не знает. Сказывается ли это на отношении людей к природе? Стал ли человек бережнее к ней относится?
- К сожалению, нет. Так уж повелось у нас, что на бесплатные дары природы люди смотрят потребительски. "Леса-то вон сколько!" - думают многие. А о том, что начинается он с маленькой семечки, редко кто задумывается.
- Считается, что "лесная работа" не из легких. Может быть, есть какая-то особая "выгода" от лесного ремесла?
- Да уж какая там выгода. Елочку к празднику срубить бывает жалко - так и наряжаем с семьей живое деревце у дома. Зайца или лису убить на охоте - духу не хватает. Прирастаешь к природе, к лесу сердцем. Выгоду может получить государство, если будет вкладывать в лес и его обработку деньги. Неспроста бывалые лесовики-охотники и грибники говорят: "Лес прокормит". Это утверждение справедливо и в более глобальных масштабах. Лесное хозяйство России может приносить прибыли, сопоставимые с доходами в нефтегазовой отрасли. Но сегодня мало кто в этом заинтересован. Чтобы запустить механизм получения доходов, нужны годы. Зарабатывать на лесе - хлопотно.
Смотрите также:
- Лес - дело тёмное: Министр экологии озабочен «зелёными» проблемами →
- «Выбираю три секунды». Омский лесник вывел формулу идеальной ёлки →
- Пролетая над костром, или Что празднуют омские язычники →