Итак, для начала – контрольный опрос. Мы написали на листочках свой вес, сколько раз вчера и сегодня удалось покушать, и сколько это было «весило» в калориях. Далее вопросы, на которые ведущая в который раз терпеливо отвечала, хотя они у нас пока однотипные.
- Как узнать калорийность варенья (солений, салатов), ведь заготовлены они еще осенью?
- Два варианта: если помните рецепт, посчитать по нему калорийность, если нет – найти приблизительно то же по составу в Интернете или на магазинных полках. От этого количества калорий и «плясать».
- Котлеты в процессе жарки уменьшаются в размере, получается, что калорийность их становится выше?
- Да, такова особенность: мясо, «увариваясь» или «ужариваясь», получается более калорийным.
- Как рассчитать калорийность бульона, если мясо из него используется отдельно, а бульон – отдельно?
- При жарке, например, в аэрогриле или пароварке, когда жир стекает и больше не используется, надо вычитать 20%. Это же количество калорий уходит в бульон при варке.
После ответов на вопросы мы сели…составлять меню. Группы по 4 человека придумывали рацион худеющего человека (разумеется, по тем методикам, которые мы уже изучили, то есть с помощью подсчёта калорий). Таким образом у нас вышел завтрак из овсяной каши с чаем и бутербродом с сыром, второй завтрак из бутерброда же и чая, обед из борща из овощного салата, полдник из йогурта с бананом, ужин из котлетки с рисом, второй ужин из ряженки с творогом. «Много, много!», - закричали мы, увидев общее количество калорий (их получилось чуть больше 1200), однако психотерапевт нас остановила. «Сначала решим, правильно это или нет, а потом уже посчитаем, много или мало». Общее обсуждение выявило, что а) на рацион худеющего это обилие еды никак не похоже, б) мы постарались покормить голод от всей души (мясо, сыр, котлетка – это всё для Голода), в) для стройности мы тоже постарались – 6 раз в день кушать! и только д) количество калорий слегка зашкаливает, но ими можно «поиграть», где-то что-то чуть-чуть уменьшив. Для себя я сделала утешительный вывод – кушать 6 раз в день действительно вполне реально. А уж наедаться – тем более. А ведь я так боялась, что вот сейчас программа начнется всерьёз – и есть даже 4 раза в день я попросту не смогу, где ж я столько еды возьму? Но тут убедилась, что, видимо, всё-таки смогу.
Дальше Вера Владимировна попросила нас написать список тех, о ком каждый из нас заботится, и отложить его в сторону. А пока рассказала нам историю об одной из нас.
Начиналась она весьма обычно: «Жила-была девочка. Назовём её, к примеру, Леночка…. Леночку очень любили родители, но когда Леночка подросла, мама девочки переложила часть забот с себя на Леночку (что вполне нормально, девочка должна и себя обслуживать, и о других заботиться)». Тут «Леночке», которую изображала одна из группы, вручили первую сумку. А «сказка» продолжалась: «Леночка росла, пошла в школу, а там у неё одноклассник непутёвый. Леночка и занималась с ним, и списывать давала, и так постепенно все заботы он свесил на Леночку (добавилась еще одна сумка). Дальше Леночка выросла и встретила Его. На Белом Коне. Вышла замуж по большой любви, и муж из этой же самой любви пытался мусор выносить, бельё утюжить, стирать, пылесосить и даже мыть посуду. Но выяснилось, что ничего этого он не умеет. И потому сумочка мужа из рук его мамы плавно перекочевал к Леночке. А дальше дети пошли. Пока маленькие были – ничего не умели, Леночка о них заботилась. Стали старше – и уроки помоги сделать, и девушку нужную выбери, и чтобы не запили-не загуляли проследи. В общем, ещё 2 сумки Леночке. А ведь есть еще кот! И собака! Их детям, конечно, заводили, но потом все заботы плавно перетекли на плечи Леночки…(еще 2 сумки). А еще родители, которые становятся старше и требуют большей заботы (и еще 2 сумочки…). А есть еще на работе молодые коллеги, которые все сделают не так, и потому Леночка решила, что лучше и быстрей делать всё самой (2-3 сумочки дают Леночке, которая уже и так держит их под мышкой, на шее, на плечах, в руках…).
И тут Леночка решает заняться собой и приходит в наш центр. А тут её тоже «грузят» - вот калории надо считать, вот цели писать, вот рацион высчитывать (сумочки, сумочки, сумочки…) Как вы думаете, что Леночка быстрей бросит?».
Ответ был очевиден – похудение бросит Леночка. Заботу о себе. «А теперь поднимите руки те, кто в своём списке тех, о ком вы заботитесь, написал себя?», - спросила у нас психотерапевт. Из 24-х человек руки подняли лишь пятеро. «А у кого «я» на первом месте? – продолжила «допрос» Вера Владимировна. Рук не было. «Вот и делайте выводы, - сказала наша ВВ. – Как вы себя любите и как к себе относитесь. Надо полюбить себя, надо слышать свое тело, надо слышать и кормить Голод, научиться жить с Аппетитом, надо разобраться во всех своих проблемах и отдать хотя бы часть каких-то сумок тем же сотрудникам, например, а те, что отдать невозможно, разгрузить по максимуму, отдав своим близким их обязанности. Только так вы сможете выделять время для себя, любимой».
И наконец третье потрясение этого дня – это тренинг с любимыми продуктами. Вчера нас попросили принести по кусочку чего-то самого любимого. У кого-то это была селедка под шубой, у кого-то пицца, и у кого-то банан, у кого-то колбаска, у большинства же – банальные сладости. Честно говоря, я думала, будет что-то типа кодирования: «Вы больше не хотите это есть, это вредный жир, и т.д.». но действительность превзошла самые смелые мои ожидания.
Итак, по кусочку лакомства мы положили себе на ладонь и начали перечислять. С чем это у нас ассоциируется.
Выяснилось, что всё это:
- встреча с любимым человеком,
- дружеское общение,
- воспоминания о тепле и солнце,
- дача,
- море, пляж, отдых, и т.д., и т.п.
После чего Вера Владимировна взяла пустой полиэтиленовый мешочек и предложила нам «поиграть» в общий желудок. Мы должны были разжевать все свои лакомства, и, не глотая, выплюнуть в «желудок». После чего «запить» (одна из нас принесла бутылку пива) – так же, не глотая, прополоскать зубы и – в «желудок». Мешочек быстро наполнялся неаппетитной массой. Для окончательного эффекта ВВ включила «музыку»: кто-то громко икал, рыгал, пукал и, извините, извергал содержимое желудка в унитаз. Уже после первых этих звуков многим захотелось на воздух, но неумолимая психотерапевт дополнила упражнение: каждый должен был трижды «сократить» желудок, помяв его…
После того, как это испытание закончилось, ВВ спросила: «Что вы здесь видите, в этом «желудке»?... Здесь есть радость, воспоминания, любовь, встреча с друзьями?». «НЕЕЕЕЕТ», - дружно ответили мы. «Вот то-то ж, здесь только пища, а вы подменяете ею чувства. И с этим надо справиться».
В заключение мы вновь дышали, но такого эффекта, в первый раз, уже не было, о чём нас честно предупредила психотерапевт. И если вчера после дыхания было умиротворение и расслабленность, то сегодня словно появились крылья, хотелось бегать и прыгать и переделать кучу дел…
…Занятие закончилось, и стало как-то пусто, не хотелось расходиться – всё-таки привыкли мы друг к другу за эти дни. И – самое главное – было страшно: как-то оно сложится? Следующее занятие только через месяц. На нем мы, возможно, не узнаем друг друга…