Десант авторитетных столичных экспертов встречало не менее влиятельное омское сообщество. Экологи, представители крупных промышленных предприятий и журналисты собрались за круглым столом, чтобы обсудить мифы и реальность омской экологии.
Рачительное хозяйствование
Возникает парадокс: человек воздействует на среду обитания, а потом он же сам и жалуется, что, мол, воздух загрязняют предприятия своими выбросами, деревья вырубают злые строители, в результате дышать нечем, дорог нет, всё плохо и надо бежать из этого города. По крайней мере, такие настроения преобладают в нашем городе. По данным ВЦИОМ, который весной этого года проводил опрос в нашем городе, большинство омичей считают, что главным «загрязнителем» областного центра являются свалки, многие предприятия тайно по ночам «стравливают» некие вредные выбросы в атмосферу, город вырублен под корень и «город-сад» давно превратился в «город-пень», а вечно пылящие дороги губят остатки городского пространства. Между тем, по данным социологов, широкая общественность не имеет чёткого представления, что из этих стереотипов имеет под собой реальные основания, а какие не более чем фейк. Отсутствие коммуникаций между обществом и властью, экологами и промышленниками, защитниками сложившейся городской среды и застройщиками – одна из основных причин возникновения таких мифов.
«Омск удивительно интенсивно сфокусирован на своих проблемах. Такое ощущение, что город вызывает отторжение у его жителей в значительной степени. В Омске это больше сказывается, чем в других регионах, - констатирует Алексей Фирсов, руководитель экспертного клуба ВЦИОМ «Платформа». По мнению социолога, это происходит из-за того, что мы привыкли лелеять в себе миф о «третьей столице», а с другой стороны, у нас всех есть ощущение, что ситуация в городе этому явно не отвечает. Ощущение некой брошенностиприводит к тому, что люди формируют негативный стереотип в отношении города, а он, в свою очередь, как магнит начинает притягивать негатив к себе. Возникает закольцованность».
Да всю правду доложи…
Столичные эксперты приехали в наш город, конечно, в первую очередь рассказать о результатах своих исследований. Но они готовы были обсудить все проблемы с местными экологами, представителями власти и крупных промпредприятий. Так ли плоха обстановка, как кажется нам? По мнению известного омского эколога Сергея Костарева, в нашем городе стало лучше, чем было, но сохраняется «стабильно тяжёлая» обстановка. По его мнению, необходимо ввести мораторий на строительство в скверах и парках. Он уверен, что для Омска, где очень большое количество автотранспорта, особенно важно максимально сохранять и создавать зеленые насаждения, в том числе и вдоль оживленных магистралей.
Согласна с нашим экспертом и Наталья Колдобская, кандидат географических наук, научный сотрудник географического факультета МГУ. Она также считает, что омичи не в курсе, что на самом деле является главным загрязнителем воздуха. А это, как и во всех крупных городах, вовсе не промпредприятия, а автомобильный транспорт, выхлопные газы которого составляют более половины вредных выбросов в атмосферу. И поэтому, чтобы улучшить экологическую ситуацию в городе, в первую очередь надо разгрузить центр Омска от автотранспорта, построить объездные дороги. Кстати, и столичные, и местные эксперты сходятся во мнении – никаких мифических ночных выбросов у нас просто не может быть. На большинстве предприятий просто нельзя что-то плохое «накопить», чтобы потом под покровом ночи «сбросить».
Это подтверждают и представители крупных промышленных предприятий. Так, на заводе имени Попова практически всё производство – высокотехнологичное, модернизированное. Еще более масштабная модернизация проводится на одном из самых крупных предприятий в городе – Омском НПЗ.
Как рассказал Юрий Щербин, начальник управления производственного контроля за промышленной безопасностью и охраной окружающей среды «Газпромнефть-ОНПЗ», в 2008 году на Омском НПЗ стартовала крупномасштабная программа модернизации, целью которой является создание фактически нового предприятия, технологического лидера отрасли. В рамках первого этапа модернизации при росте переработки воздействие производства на окружающую среду снизилось на 36%. К 2020 году планируется снизить этот показатель еще на 28%.
По словам Щербина, благодаря модернизации завода существенно сузились и границы санитарно-защитной зоны предприятия. Если раньше в сторону города это была улица Энтузиастов, по сути, граница города, то теперь это всего лишь 200 метров от границы завода.
В прошлом году Омский НПЗ провёл рекультивацию «советского наследия» - пруда кислого гудрона. Освободившаяся территория передана городу. Кроме того, на заводе строят новейшие очистные сооружения закрытого типа, которые позволят большую часть воды повторно использовать в технологическом цикле предприятия. Благодаря уникальному сочетанию технологий, заложенному в проект, испарения в атмосферу при очистке воды снизятся на 90%, а водопотребление завода сократится в два раза.
НА 90% СНИЗЯТСЯ ИСПАРЕНИЯ ПРИ ОЧИСТКЕ ВОДЫ
Опосредованное влияние на экологию города влияет и то, что завод, опережая регламенты, перешёл на выпуск всего моторного топлива экологического класса «Евро-5». Содержание серы снижено до минимальных показателей, следовательно, и автомобили, которые заправляются таким бензином/дизельным топливом, наносят меньший вред окружающей среде.
Что можно сделать?
В рамках круглого стола предполагалось выработать некую стратегию действий – то, что можно рекомендовать уже сегодня в качестве первоочередных мер для снижения воздействия на окружающую среду. Эксперт по урбанистике Ирина Ирбитская, директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС, рассказала, что сегодняшний тренд – это близкое соседство города и промышленных предприятий.
«Глубоко за город выносят преимущественно высокотехнологичные заводы, где практически все операции автоматизированы. Остальные же стараются строить предприятия так, чтобы людям было удобно добираться до работы, то есть на небольшом расстоянии от жилого района», - прокомментировала Ирбитская.
По мнению Ирины Ирбитской, улучшить экологию может и планировка жилых кварталов. К примеру, много маленьких скверов и зелёных аллей – это гораздо лучше, чем один большой парк, до которого будет проблематично добраться горожанам. Также, как подчеркнула эксперт, большому городу нужны пешеходные улицы, как наша ул. Валиханова, например. Они должны быть лёгкими, мобильными, привлекающими население всех возрастов для проведения досуга.