Пьеса «Скамейка», рассчитанная на двух актёров, которые в списке действующих лиц обозначаются как «Он» и «Она» была весьма популярна с самого момента её создания: за 35 лет существования пьеса была поставлена в тридцати странах.
Идеальный дуэт
Мужчина и женщина знакомятся в парке. Он – работяга, который мнит себя ловеласом, она – молодая разведённая женщина, готовая на любые жертвы ради того, чтобы снова стать счастливой. Пьеса, в центре которой всего две актёрские партии не требует от постановщиков сценографических изысков – не было их и в постановке Дениса Шибаева. Всё, что мы видим на сцене – несколько скамеек, фонтан, белёные советские скульптуры, изображающие пионеров и рабочих... Мир на контрасте чёрного и белого: светопоглащающий чёрный кабинет сцены и белые предметы обстановки. Живые здесь только он – Евгений Фоминцев и она – Мария Долганёва.
Кажется, что в Пятом театре нельзя было подобрать актёрского дуэта более гармоничного, более любимого публикой, чем Фоминцев с Долганёвой. Омский зритель помнит и любит этих актёров благодаря их сценическим дуэтам в спектаклях «Отравленная туника», «Кармен», «Акулькин муж», «Географ глобус пропил» и многих других. И вот «Скамейка» – бенефисный спектакль для корифеев труппы. Долганёва с Фоминцевым несколько моложе героев, которых изобразил в своей пьесе Александр Гельман. Не совсем веришь, когда главный герой говорит о том, что его сын недавно женился… Но некоторые нестыковки с текстом затмевает актёрская игра.
Метаморфозы судьбы
«Скамейка» основана на сюжете обольщения, когда мужчина готов на любую ложь, лишь бы провести с женщиной ночь: клубок неправды постепенно будет то распутываться, то закручиваться вновь, и герой-обольститель (при этом вполне себе обычный советский работяга) будет и откровенно домогаться, и упрашивать, и растворяться в сальных намеках, и по-кошачьи льститься к героине, тут же обижаться, злиться, игнорировать, угрожать, врать с новой силой, увёртываться от разоблачений, а в финале искренне исповедуется перед героиней и перед зрителями. И весь этот актёрский диапазон развернется всего за один час. Перевоплощения Евгения Фоминцева, нестандартная, но увлекательная линия его роли преобразит, казалось бы, совершенно непривлекательного героя, аморального вруна и изменника, и заставит сострадать его от несчастной любви.
Вера, героиня Марии Долганёвой, женщина простая. Она тоже пойдёт на некоторые уловки, чтобы вывести героя на чистую воду, но суть её – искренность. Долганёва делает свою героиню мягкой, плавной, но немного не от мира сего: вот она притворяется пьяной, чтобы завести разговор с героем, вот, разоблачив очередную ложь изображает ребёнка, играющего в классики, вот распинает себя на воображаемом кресте, когда вспоминаетразвод с мужем… Вера глубоко переживает и принимает близко к сердцу каждый вариант реальности, который предлагает ей герой, сменивший за короткий спектакль аж четыре имени, придумывает счастливое будущее с любой из версий героя, а в итоге самоотверженно принимает его настоящую правду, пусть эта правда и оставит её надолго в одиночестве и ожидании.
Личная история, развернувшаяся в людном месте, привлекает нежданных наблюдателей – парковые скульптуры сходят со своих постаментов, чтобы получше расслышать все перипетии мелодрамы, происходящей на скамейке. Ожившие скульптуры, как духи парка, в финале примут в свои ряды новую подругу. А история, начавшаяся как легкая комедия, обернется проникновенной социальной драмой.
Рецепт омской «Скамейки» прост – фокус на двух крепких актерских работах, немного ностальгии по советскому прошлому (настроение 80-х создавала музыка) и неординарная история, которая в очередной раз заигрывает с такими понятиями как одиночество, самопожертвование и, конечно, любовь.