Необычный проект «Молодая режиссура без цензуры» длиною в год – идея директора и художественного руководителя Пятого театра Никиты Гриншпуна и театрального деятеля Олега Лоевского, родоначальника режиссерского лабораторного движения в России.
Импульсом к созданию масштабного проекта послужил сборник режиссёрских портретов «Без цензуры: молодая театральная режиссура XXI век», которую выпустила редакция Петербургского театрального журнала. Молодые режиссёры, которых упомянули в этой книге, приезжали в Пятый театр и ставили эскизы спектаклей. Общая тема для всех: комедия. Формат лаборатории предполагал открытое обсуждение эскиза с публикой. После каждого эскиза Никита Гриншпун задавал зрителю один вопрос: «Нужен ли этот спектакль театру?».
Первый блин не комом
Первым в Омск приехал Семён Серзин и представил эскиз по «Пьяным» Ивана Вырыпаева. Постановка Серзина как нельзя лучше подошла под определение «без цензуры». Смелый текст Вырыпаева с острой полемикой о боге и обсценной лексикой на сцене превратился в высказывание молодёжи для молодёжи. На первый взгляд несвязанные новеллы переплетаются и находят точки соприкосновения в тексте Вырыпаева. Все герои мертвецки пьяны, они легко рассуждают на философские темы и готовы на подвиги во имя вечной любви.
Омский зритель явно был не готов к философским экзерсисам Ивана Вырыпаева, и после бурной дискуссии большинство проголосовало против постановки. Но это не стало преградой для руководства театра, которое все же приняло в репертуар пьесу Вырыпаева, именно премьерой «Пьяных» открылся в Пятом новый театральный сезон.
Самый популярный спектакль
На обсуждении высказывались мнения о том, что современной драматургии не существует в принципе, но голосование показало, что зрители с небольшим перевесом проголосовали «за». Пятый театр взял эту постановку в репертуар, и теперь пьеса с провокационным названием стала самым популярным спектаклем театра, билеты на который не достать.
Дальше в освоении не сценического пространства шагнул Юрий Квятковский, чей спекталь-квест по роману-наваждению Леонида Леонова «Пирамида» увидело небольшое количество зрителей в начале сезона. Местом действия инсценировки масштабного произведения стало все здание Пятого театра, включай фойе и внутренние коридоры.
Два театра
И вот, в завершении лабораторного проекта – «Неодушевленная Галина №2» в постановке режиссера Павла Зобнина.
Павел Зобнин – режиссер необычной судьбы. Он принципиально отказывается от любых интервью и строит свою карьеру отнюдь не в стационарном театре. Творческая жизнь режиссёра посвящена лабораториям и постановкам в городах по всей России. В его личной карте: Серов, Армавир, Казань, Мирный, Елец, Таганрог, Саратов, Сахалин и многие другие города. В Омске Павел Зобнин поставит пьесу о молодом мужчине по имени Андрей, который выбирает отшельническое существование, становится добровольный узником своей квартиры. Так он отгораживается от абсурдной семейки – мать Андрея постоянно рожает, и 13 братьев и сестёр составляют всё окружение главного героя. Андрей живет тем, что торгует через интернет дисками с видеоиграми. Однажды его покупательницей становится девушка по имени Галина, которой и предстоит сразиться за сердце меланхоличного отшельника с необычной соперницей.
Попадет ли постановка Павла Зобнина в репертуар Пятого театра – будет известно позже. Сразу после премьеры эскиза в Пятом Павел Зобнин приступит к постановке «Отца» А. Стриндберга в Омском театре драмы.
А Пятый театр заявляет о старте в январе нового годового проекта: «Молодые – молодым», в рамках которого молодые режиссёры вместе с молодыми драматургами переосмыслят мировую литературную классику, приблизят известные произведения ко дню сегодняшнему, и представят серию эскизных постановок на сцене омского театра.
18+.