Примерное время чтения: 7 минут
835

Молодая режиссура без цензуры. Итоги лаборатории - на сцене Пятого театра

Как минимум два из эскизных показов уже стали репертуарными.
Как минимум два из эскизных показов уже стали репертуарными. Омский Государственный Драматический Пятый театр

Необычный проект «Молодая режиссура без цензуры» длиною в год – идея директора и художественного руководителя Пятого театра Никиты Гриншпуна и театрального деятеля Олега Лоевского, родоначальника режиссерского лабораторного движения в России.

пмкапаерп
"Шлюхи - не огонь": спектакль, на который все билеты проданы. Фото: Омский Государственный Драматический Пятый театр

Импульсом к созданию масштабного проекта послужил сборник режиссёрских портретов «Без цензуры: молодая театральная режиссура XXI век», которую выпустила редакция Петербургского театрального журнала. Молодые режиссёры, которых упомянули в этой книге, приезжали в Пятый театр и ставили эскизы спектаклей. Общая тема для всех: комедия. Формат лаборатории предполагал открытое обсуждение эскиза с публикой. После каждого эскиза Никита Гриншпун задавал зрителю один вопрос: «Нужен ли этот спектакль театру?».

Первый блин не комом

Первым в Омск приехал Семён Серзин и представил эскиз по «Пьяным» Ивана Вырыпаева. Постановка Серзина как нельзя лучше подошла под определение «без цензуры». Смелый текст Вырыпаева с острой полемикой  о боге и обсценной лексикой на сцене превратился в высказывание молодёжи для молодёжи. На первый взгляд несвязанные новеллы переплетаются и находят точки соприкосновения в тексте Вырыпаева. Все герои мертвецки пьяны, они легко рассуждают на философские темы и готовы на подвиги во имя вечной любви.

длльдь
"Пирамида" в Пятом театре. Фото: Омский Государственный Драматический Пятый театр

Омский зритель явно был не готов к философским экзерсисам Ивана Вырыпаева, и после бурной дискуссии большинство проголосовало против постановки. Но это не стало преградой для руководства театра, которое все же приняло в репертуар пьесу Вырыпаева, именно премьерой «Пьяных» открылся в Пятом новый театральный сезон.
 

Следующим вызовом зрителю стал эскизный показ пьесы Валерия Шергина «Шлюхи – не огонь». Пьеса Шергина провокационна и свежа. В тексте много маркеров дня сегодняшнего: упоминания популярных магазинов, видеоблогов, актуальных стартапов… Свою историю нам рассказывает обычная девушка Алёна, она работает в фирме по организации праздников, расстается с бойфрендом и знакомится с необычной девушкой, которая изменит всю её успешную и стабильную жизнь. Если раньше знакомство омской публики с современной драматургией заканчивалось на новой драме с героями люмпенами и отщепенцами, то «Шлюхи не огонь» новы именно тем, что здесь действует успешный средний класс, герои, с которыми зритель полностью может себя идентифицировать. 

Самый популярный спектакль

На обсуждении высказывались мнения о том, что современной драматургии не существует в принципе, но голосование показало, что зрители с небольшим перевесом проголосовали «за». Пятый театр взял эту постановку в репертуар, и теперь пьеса с провокационным названием стала самым популярным спектаклем театра, билеты на который не достать. 

юб,б,
"Пирамида" - это спекталь-квест. Фото: Омский Государственный Драматический Пятый театр

Без резонанса прошёл третий эскиз классической комедии «Шутники» А.Н. Островского. Вместо очередного вызова общественному мнению получился милый, домашний Островский. Постановка Владимира Смирнова выглядела очень безопасной, единственным экспериментом режиссера стало освоение нового пространства – фойе театра, и выбора необычной рассадки зрителей по кругу. В финале радостное застолье в предвкушении свадьбы, где без лишней рефлексии персонажи празднуют освобождение от финансовой кабалы, попутно угощая зрителей самой настоящей водкой. Премьеру «Шутников» театр не анонсирует.
Дальше в освоении не сценического пространства шагнул Юрий Квятковский, чей спекталь-квест по роману-наваждению Леонида Леонова «Пирамида» увидело небольшое количество зрителей в начале сезона. Местом действия инсценировки масштабного произведения стало все здание Пятого театра, включай фойе и внутренние коридоры.

Два театра

бжюбюПавел Зобин специально ездит в глубинку. Фото: Омский Государственный Драматический Пятый театр

И вот, в завершении лабораторного проекта – «Неодушевленная Галина №2» в постановке режиссера Павла Зобнина.

Павел Зобнин – режиссер необычной судьбы. Он принципиально отказывается от любых интервью и строит свою карьеру отнюдь не в стационарном театре. Творческая жизнь режиссёра посвящена лабораториям и постановкам в городах по всей России. В его личной карте: Серов, Армавир, Казань, Мирный, Елец, Таганрог, Саратов, Сахалин и многие другие города. В Омске Павел Зобнин поставит пьесу о молодом мужчине по имени Андрей, который выбирает отшельническое существование, становится добровольный узником своей квартиры. Так он отгораживается от абсурдной семейки – мать Андрея постоянно рожает, и 13 братьев и сестёр составляют всё окружение главного героя. Андрей живет тем, что торгует через интернет дисками с видеоиграми. Однажды его покупательницей становится девушка по имени Галина, которой и предстоит сразиться за сердце меланхоличного отшельника с необычной соперницей.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля "Пьяные". Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Попадет ли постановка Павла Зобнина в репертуар Пятого театра – будет известно позже. Сразу после премьеры эскиза в Пятом Павел Зобнин приступит к постановке «Отца» А. Стриндберга в Омском театре драмы.

А Пятый театр заявляет о старте в январе нового годового проекта: «Молодые – молодым», в рамках которого молодые режиссёры вместе с молодыми драматургами переосмыслят мировую литературную классику, приблизят известные произведения ко дню сегодняшнему, и представят серию эскизных постановок на сцене омского театра.

18+.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах