Вначале ТЭЦ-2 была предназначена для нужд паровозовагоноремонтного завода, но вскоре ей пришлось на пару с ТЭЦ-1 обеспечивать энергией всю эвакуированную в Омск «оборонку», а после войны стать основным энергоисточником в центре промышленных нагрузок южной части Омска.
Для паровозов и танков
Сейчас перед любым ремонтом оборудование обязательно останавливается, выводится из работы. А тогда ремонт проводился в основном на работающем оборудовании. Летопись истории станции хранит страницы о действиях героя - машиниста турбины С. С. Иноземцева, который в апреле 1945-го в экстремальной ситуации, обжигаясь паром, сумел остановить турбину и предотвратить аварию. За подвиг герой был награждён орденом Ленина.
В непростых военных условиях за четыре года Великой Отечественной ТЭЦ-2 увеличила мощность в 10(!) раз.
Во время войны вся электроэнергия шла только на
производство.
Дальнейшее развитие ТЭЦ-2 шло уже в мирное время: с 1949 по 1967 год к уже работающим 4 котлам добавились ещё 5 новых агрегатов.
К сожалению, в 80-х годах было принято решение о демонтаже на станции отслуживших свой срок турбин, и ТЭЦ фактически превратилась в котельную. Но планы руководителей «Омск РТС» и «ТГК-11» в отношении станции весьма амбициозные: есть идея восстановить электромощности, и она уже прорабатывается.
Как одна семья
Накануне 75-летнего юбилея мы побывали на станции и убедились: здесь каждый любит свою работу, свою ТЭЦ, коллектив которой, не кривя душой, можно назвать одной семьёй.
Игорь Мамонтов |
85-летий юбилей готовится отметить на днях ветеран ТЭЦ-2 Игорь Мамонтов. 10-летним мальчишкой в Подмосковье встретил Великую Отечественную, пережил угон в Германию, затем пришлось жить в Белоруссии и Грузии. Но родным городом считает Омск. 54 года(!) - общий трудовой стаж ветерана, из них три - на оборонном заводе и пять лет в морфлоте, а всё остальное - «двоечка», родная станция, с которой ушёл лишь в 2003 году и где до сих пор трудится сын. И кстати, живёт Игорь Александрович в доме № 54 по улице Горького, построенном и его руками. Силами энергетиков ТЭЦ-2 в 50-е годы в Привокзальном посёлке были возведены несколько домов, в одном из них и получил квартиру Игорь Мамонтов.
Татьяна Нефёдова |
Одна из ярких представительниц такой «станционной» семьи и Татьяна Нефёдова. Мама и папа нашей героини всю жизнь проработали на второй станции, они даже здесь познакомились! А так как на «двоечке» очень сильны традиции (в том числе проводить вместе выходные, выезжать на турслёты и спортивные соревнования) - то как минимум половину коллектива будущий работник знала с самого детства. Поэтому не было у Татьяны сомнений ни в том, кем ей быть, ни в том, где трудиться. Конечно, теплоэнергетика, ОмГУПС, красный диплом и ТЭЦ-2, без вариантов!
17 лет назад пришла молодым специалистом, начинала техником группы режимов при производственно-техническом отделе, далее стала инженером, ведущим инженером и уже год как руководит производственно-техническим направлением. В руках (точнее, наверное, голове и компьютере) этой красивой молодой женщины сосредоточены все основные производственные характеристики станции. Какая нагрузка должна быть, какие запланированы ремонты на лето и сколько требуется закупить топлива на следующий сезон - всё это и многое другое знает наша героиня. Но честно признаётся, что ещё не доросла до уровня своих родителей: они больше 20 лет трудились (а мама и до сих пор работает) на станции, знают её изнутри, и поэтому Татьяна не стесняется спросить совета.
«Мама может меня к котлу подвести и показать, что вот тут то-то и то-то требуется, - рассказывает Нефёдова. - А она у меня одна из немногих женщин - машинистов котла!»
Александр Малышев |
Второе поколение своей семьи представляет сегодня Александр Малышев, мастер топливно-транспортного цеха. В своё время молодой человек выбрал профессию, связанную с автомобилями: сначала автотранспортный колледж, потом СибАДИ. Но так получилось, что предприятия распадались, не пережив тонкостей перестройки, и Александр решил пойти на ТЭЦ. В тот же цех, где сейчас трудится и который возглавляет его отец. Но… рядовым слесарем - и это с высшим образованием! Пришлось поступать ещё и в политех, дабы получить профильное образование, после чего поставили Сашу мастером.
А что такое топливно-транспортный цех? Это, конечно, столь уважаемый Малышевым транспорт в виде кранов, бульдозеров и даже тепловозов, но ещё и топливо - то есть уголь, который а) привозится ж/д транспортом, б) разгружается, в) складируется, утрамбовывается и в) по ленте транспортёра 1941 года(!) «рождения» подаётся на котёл. Задача Александра и возглавляемой им бригады - чтобы всё это работало, не заедало, не ломалось или очень быстро чинилось. И он не ругает это старенькое оборудование - он им восхищается!
Анатолий Гранкин |
Самый большой цех на ТЭЦ-2 - котельный, и трудится здесь почти полколлектива. По мнению его начальника Анатолия Гранкина, который на станции уже без малого 30 лет, энергетикой нужно «заболеть». «Посмотришь человеку в глаза - и сразу видишь, готов он здесь работать или нет, - говорит Гранкин. - Энергетика - это ведь на всю жизнь, ты или энергетик, или даже не пытайся к нам попасть. По моему мнению, каждый сотрудник должен мечтать стать как минимум министром энергетики. У меня в котельном цехе точно все такие».
Энергетика - это ведь на всю жизнь, ты или энергетик, или даже не пытайся к нам попасть. По моему мнению, каждый сотрудник должен мечтать стать как минимум министром энергетики.
Михаил Швалёв |
А вот Михаил Швалёв, старший дежурный электромонтёр, в своей работе ценит… творчество. Интересно, что Миша на самом деле очень творческий человек, с детства увлекается фото- и видеосъёмкой, обожает натуральные, не постановочные портреты и частенько «сидит в засаде» с камерой, дабы успеть заснять какое-то особое выражение лица товарища или своих родных. На внутренних конкурсах работы Михаила всегда занимают призовые места. Но при этом молодой человек уверяет, что и в его непосредственной работе много творчества. Хотя коллег ценит не только за те самые запечатлённые моменты их деятельности, а в первую очередь - за надёжность.
«У нас же сменный характер работы, - делится Швалёв, - и очень важно доверять тому, кто тебе передал смену, а тот, кто её принимает от меня, тоже должен быть уверен в принятых мною решениях, выполненных действиях. То есть мы всегда чувствуем плечо друг друга».
Есть перспективы!
Юрий Филиппов |
Именно об этом чувстве локтя, плече, товариществе в один голос говорят все сотрудники ТЭЦ-2. И её руководитель Юрий Филиппов, хотя и трудится здесь не очень давно, именно это «боевое братство» оценил в первую очередь.
«Ещё года не прошло с момента моего прихода на станцию, но мне здесь все родные, каждого сотрудника знаю лично, и станция уже родная. Кажется, всю жизнь я здесь трудился», - говорит Юрий Николаевич.
Технический директор искренне восхищается уникальной ТЭЦ. Здесь практически по каждому из восьми котлоагрегатов можно писать историю! Один - ещё довоенного советского производства, второй тоже довоенный, но немецкий. Ещё два приехали из Америки по ленд-лизу, а один буквально штучный товар: в СССР их было изготовлено всего три, работает в России до сих пор один - омский…
6 разных типов котлов установлено на станции.
Юрий Николаевич уверен: несмотря на почтенный возраст, у станции есть перспективы роста, есть будущее.