«Работы нет, платить нечем» – такие слова зачастую слышат специалисты ресурсоснабжающих организаций, когда приходят к своим проблемным абонентам.
Есть в Омске особо проблемные дома, где жильцы в целом должны по 100 тысяч рублей и более. Чтобы бороться с долгами, ресурсники устраивают совместные мероприятия под эгидой регионального министерства строительства и ЖКК.
На прошлой неделе они прибыли к дому № 3 по улице Светлой в Советском округе. Настрой у контролёров боевой, однако проблемы начинаются уже при входе в подъезд. Должники, проживающие в одной из квартир, разумеется, на сигналы домофона не отвечают. Только после звонков в другие квартиры магнитный замок на металлической двери подъезда всё-таки открывается и незваные гости входят внутрь.
Скотчем их, скотчем!
За металлической дверью квартиры притаились должники. Не открывают, а может быть, их и дома нет. Между тем за электроэнергию они обязаны заплатить 6 800 рублей, а за тепло – 17 488. Поставить заглушки на трубы горячего водоснабжения можно только непосредственно в квартире, поэтому тепловики остаются не у дел. Электромонтёрам проще – они могут действовать через распределительный щит в подъезде.
Ограничить поставки электричества они имеют право согласно постановлению правительства РФ № 354 от 6.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг» (ст. 117-118): при задолженности более 3 месяцев и через 30 дней после письменного уведомления. Однако электромонтёрам удаётся лишь наклеить на автоматический выключатель полоску красного скотча. Без согласования с ресурсниками должник не имеет права подключить электричество в своей квартире. Демонтировать выключатель нельзя, так как он является собственностью потребителя.
В лучшем положении, конечно, поставщики холодной воды. Отключить водоснабжение они, правда, не имеют права. Зато блокировать водоотведение, грубо говоря, перекрыть воду в унитазе, вполне могут.
«Новое оборудование под названием «Терминатор» позволяет нашим специалистам проникнуть в канализационные трубы с крыши здания, даже не входя к должникам», – говорит Марина Степанова, руководитель пресс-службы ресурсоснабжающей организации.
Жительница другой квартиры на звонки всё-таки откликнулась и даже открыла дверь. Обрадованные сантехники тут же переступили порог и сразу в ванную комнату, чтобы перекрыть горячее водоснабжение.
Будет ли польза?
Пока они ловко орудуют под раковиной, представитель тепловиков пытается выстроить диалог с должницей.
Увы, всё, что поставщик в силах сделать для должников, это оформить рассрочку. Но счета так или иначе придётся оплачивать, иначе горячей воды жителям не видать, как и других благ цивилизации. Аналогичная ситуация и с обитателями следующей квартиры: «Нет работы – потому и не платим», – вновь и вновь говорят они, правда, не открывая дверей. И таких квартир в этом доме – едва ли не через одну. Однако профильное министерство и ресурсники уверены, что их совместные мероприятия приносят пользу.
«К злостным неплательщикам применяем меры административного и судебного воздействия, и лишь в крайнем случае ограничиваем подачу услуг, – рассказывает Анатолий Бебякин, главный специалист управления экономики областного минстроя. – Принудительные методы воздействия на должников имеют эффект. За минувшие три месяца снижение общей суммы задолженности за коммунальные услуги составила около 30%. В Омске и в районах работают межведомственные группы по снижению дебиторской задолженности».