Как не платить за капитальный ремонт домов, разобраться с неуправляемыми соседями, навести порядок в квитанции, поставить в доме счётчик и опломбировать его? Все эти вопросы волнуют омичей. Специалисты ресурсоснабжающих организаций ответили на них.
Как уйти?
- В конце 2011 года энергетическая компания поменяла мне счётчик. Я заплатила за сам прибор и его установку. В июле этого года он вышел из строя, и я обратилась в энергетическую компанию, чтобы установить причину поломки. Но мне отказали и посоветовали установить новый. Я спросила, какой срок гарантии на счётчик, и мне сказали, что год. Правы ли сотрудники компании, если на упаковке обозначен другой гарантийный срок - пять лет?
Отвечает Павел Ступников, начальник сектора надзора по начислению оплаты за коммунальные услуги Госжилинспекции:
- Необходимо знать, что каждый счётчик должен иметь паспорт и руководство по эксплуатации. В паспорте указывается следующее: номер счётчика, который должен соответствовать номеру на самом счётчике, дата поверки, печать ОТК и печать госповерителя. Потребитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию нового прибора учёта взамен утраченного, а также ремонт либо замену неисправного электросчётчика или электросчётчика с истекшим сроком эксплуатации.
По Закону о защите прав потребителей РФ изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона. В этом случае продавец не может уменьшать установленный изготовителем срок гарантии. Он вправе только увеличить его, приняв на себя дополнительные обязательства в отношении недостатков товара. Если же изготовитель не установил гарантийный срок на товар, продавец имеет право сделать это самостоятельно. Обратите внимание! Обнаружив недостатки в товаре в течение гарантийного срока, потребитель может обратиться с претензией к изготовителю, импотртеру или продавцу – по своему выбору. Гарантийный срок начинает исчисляться со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, сроки исчисляются со дня изготовления товара. В течение гарантийного срока ремонт осуществляется предприятием-изготовителем или доверенными ремонтными предприятиями (представителями) по предъявлении гарантийного талона. В случае отказа Вам в гарантийном ремонте, вы можете смело обращаться с жалобой в любое территориальное отделение Роспотребнадзора.
- Мне приходят счета с ОДН. Имею ли я право их не оплачивать, если плачу по счетчикам?
- У нас законодательством предусмотрены обязанности как по оплате индивидуального потребления, так и по оплате ОДН, - продолжает Павел Ступников. - Независимо от того установлены счётчики в квартире или не установлены, ОДН нужно оплачивать. Иначе возникает задолженность, в результате которой потом возникают судебные разбирательства.
Как сэкономить?
Мы живём в очень старом доме и начали делать капремонт своими силами. Можно ли нам не платить за капремонт по региональной программе?
- Платить или не платить - так вопрос в свете действующего жилищного законодательства ставить вообще нельзя. Платить нужно. Вопрос в том - куда. Федеральным законом № 271 внесены изменения в Жилищный кодекс, согласно которым с 2014 года во всех регионах РФ вносится плата за капремонт. При этом законодатель предоставил собственникам альтернативу - вносить средства в региональный фонд капремонта или на специальный счёт своего дома. В течение первого полугодия 2014 года они должны были определиться: провести общее собрание и выбрать способ накопления. В нашей области 680 домов воспользовались своим правом делать накопления на специальном счёте.
Почему в квитанциях бардак?
Ресурсоснабжающая компания показания принимает через раз. У меня за сентябрь 2014 показания приняты. За октябрь отправил, подтверждения не получил, зато в квитанции появились необоснованные цифры. Почему эта система толком не работает, а расплачиваться должен потребитель?
Отвечает Татьяна Меркулова, начальник абонентского отдела Кировского округа СП «Теплоэнергосбыт» ОФ АО «ТГК-11»::
- Причина в том, что показания переданы в неправильном формате. Когда человек отправляет нам данные по электронной почте в соответствующем формате, ему приходит сообщение о том, что показания успешно приняты. Если формат не соблюдается, то опять же получает уведомление - не прошёл проверку. Во избежание подобных недоразумений можно порекомендовать создать «личный кабинет» на нашем сайте и вносить туда показания самостоятельно. Так вы будете точно уверены, что данные попадут к нам вовремя, и согласно им будет произведено начисление.
- Ещё морозов сильных не было, а у меня в квартире уже холод. В угловой комнает всего 18 градусов. Чем это объяснить?
- В угловых комнатах должно быть не менее 20 градусов. Если температура ниже, необходимо обращаться в свою жилищную организацию, чтобы они вызвали представителя тепловых сетей для составления акта комиссионного обследования. Комиссия определит, в чем причина – либо мы ресурс недопоставляем, и в этом случае мы должны принять меры, либо это все-таки вина управляющей компании, а то и самого жильца. Открытые форточки, неутепленные окна, сквозят двери. В любом случае будет сделан перерасчёт, но для этого нужен комиссионный акт.
- С 2006 года, когда дают отопление, возникает сильный шум в трубах под полом. Вызывали слесарей, но они не знают, в чем дело. Куда обратиться?
- Только в домоуправление. Мы ресурсоснабжающая организация, мы подаём тепло до ввода в дом. Всё, что дальше делается в квартирах, в подвале, все инженерные сооружения - всё это в ведомстве управляющей компании, которая обслуживает дом.
Где найти управу?
В нашем доме в одной из квартир четыре года назад умерла бабушка, и вместо неё теперь проживает внучка. Она не прописана в квартире, пьёт и не оплачивает коммунальные услуги. Как навести порядок?
- Первым делом нужно обратиться в управляющую компанию и посмотреть лицевой счет. У нас управляющие компании тесно взаимодействуют с паспортной службой, - комментирует Марина Морева, исполнительный директор СРО НП «Содействие развитию ЖКК». - Если обнаружится несоответствие между количеством зарегистрированных и проживающих в квартире, составить акт совместно с управляющей компанией, и она уже будет заниматься взысканием дебиторской задолженности.
Куда утекают деньги?
По счётчику в квартире у меня уходит в месяц 2-3 кубометра воды, а за ОДН в квитанции выставляют 8-10 куб. м. Я столько воды точно не трачу, поэтому решил платить только за 1 куб. Но теперь мне пришло уведомление о долге. Откуда берутся такие огромные начисления по ОДН, и почему я оказался в должниках?
Отвечает Юлия Неклеса, начальник отдела по работе с населением ОАО «ОмскВодоканал»:
- В большинстве случаев причиной большого расхода воды по ОДН являются так называемые «резиновые» квартиры, в которых проживают незарегистрированные граждане. Эти люди пользуются водой, начисления на них не производятся, но общедомовые приборы учёта расход воды отражают, и общий объём ресурса по итогам месяца по действующему законодательству распределяется на всех жильцов. Если вы не оплачиваете в полном объёме ОДН, у вас копится долг, который рано или поздно всё равно придётся оплатить. Изменить эту ситуацию могут только сами собственники квартир. Совету дома во главе с председателем необходимо составить акт о фактически проживающих и представить этот документ поставщику ресурса вместе с протоколом об избрании членов совета дома. Данный акт позволит поставщику ресурса скорректировать начисления на «резиновые» квартиры, что, в свою очередь, снизит нагрузку на ОДН для всех жильцов.
Каждый месяц приходится тратить уйму времени и нервов, чтобы дозвониться в «ОмскВодоканал» и передать показания счётчиков. Почему на это отводят всего три дня - с 23 по 25 число каждого месяца?
- Мы берем воду из колонки. Если раньше была норма потребления 0,913 куба, то с 1 сентября стала 1,2 куба.
- Приказом № 118/46 РЭК от 11.09.2014 года Омской области утверждены новые нормативы. С 1 октября 2014 года норматив при уличном водоразборе, то есть из водоколонки, составляет 1,2 куба.
Многоканальный телефон для справок: 53-00-11.
Поверить или заменить?
В январе 2015 года у меня заканчивается срок эксплуатации счётчика воды. Куда лучше обратиться, чтобы его заменить?
Отвечает Владислав Дегтярёв, директор ООО «Приборы учёта воды»:
Год назад нам поставили счётчик на горячую воду, но очень низко от пола.Когда мы с мужем снимали показания, повредили пломбу. Куда обратиться, чтобы нам повторно счётчик опломбировали или поменяли?
- Согласно закону, за самовольный срыв пломбы ответственность несёт собственник. Если такое произошло, необходимо в течение суток сообщить в энергоснабжающую организацию о неисправности прибора учёта (в том числе о повреждении пломбы) и подать заявку на повторную опломбировку, которая производится за счёт средств собственника. Причиной срыва пломбы довольно часто является неправильный монтаж, поэтому собственникам необходимо очень ответственно подходить к выбору организации, которой они доверяют установку приборов учёта в своей квартире. Это должны быть только специализированные организации, у которых есть допуск СРО. Можете обратиться к нам. У нашей компании допуск СРО есть, мы периодически проходим повышение квалификации, знаем требования правил к установке приборов учёта, одно из которых заключается в том, что они должны стоять в удобном для снятия показаний месте, причём не только для собственника, но и контролёра.