Таким способом предполагалось привлечь иностранцев на Сибирский международный марафон, поэтому надо было срочно разрушить представление о Сибири как месте, где только вечная мерзлота и медведи ходят по улицам.
Штурм Запада начался в 1988 году. Инициаторы марафона два года обивали пороги всех, кого только можно было привлечь к организации масштабного мероприятия. И вот август 1990 года. Первый старт собрал около 1 тыс. участников, из них десятая часть - иностранцы.
Спустя 21 год в миллионном городе осталось всего девять человек, которые всё также выходят в первую субботу августа на Соборную площадь. Они не пропустили ни одного забега.
В преддверии XXI Сибирского международного марафона «АиФ в Омске» встретился с Евгением Житновым, одним из той самой девятки.
С папиросой в зубах
- Евгений Михайлович, пробежать марафонскую дистанцию под силу только профессиональному спортсмену?
- Нет, что вы! При желании пробежать 42 километра сможет любой человек, но вот как он себя после этого будет чувствовать - другой вопрос. Я после первого забега две недели на второй этаж на лифте поднимался. Но, считаю, что каждый мужчина в своей жизни должен испытать себя, пробежать марафон, особенно если он дружит со спортом. И чем больше тренируешься, тем выносливее становишься. И ноги уже судорогой не сводит, и чувствуешь себя замечательно…
- …и бегать, наверное, можно в режиме нон-стоп днями и ночами?
- 70-80 километров в неделю я набегаю (улыбается). Знаете, о чём марафонцы говорят перед стартом? О том, у кого сколько километров «набежало». И после разговоров о 2-3 тыс. километров понимаешь, что 42 - это, в сущности, пустяк.
- Кажется, что для нынешнего поколения школьников этот «пустяк» - предел физических возможностей. Откровенно говоря, все просто обленились…
- Согласен. Что это за физкультура такая, когда мальчики с трудом могут осилить километр, а девочки 500 метров? Да это с папиросой в зубах можно пробежать и особо не напрягаться. Спорить с учителями бесполезно - расскажут тысячу страшилок о здоровье школяров… А мне становится грустно от этого. Почему русским языком и таблицей умножения мы продолжаем пользоваться после окончания школы и почему сразу забываем о физических упражнениях? Да, поколение сейчас с другими жизненными ориентирами. Спортивные сооружения строятся, соревнований проводится бесчисленное множество... А смысл? На двух уроках физкультуры в неделю привить любовь к спорту невозможно. Меня часто называют «критиканом», но ведь нашу старую гвардию спортсменов-легкоатлетов пополнять некому.
Троекратное «нет»
- Не будем о грустном. Давайте вспомним, чем стал марафон для Омска в 1990-м году?
- Во-первых, праздником. Но он как раз и был задуман для того, чтобы побудить жителей заниматься спортом. Нужен был двигательный механизм. Так, например, на первом марафоне все увидели в толпе марафонцев бегущего Леонида Полежаева. В следующем году на старт из интереса вышло более тысячи человек, но бегущего губернатора в спортивной форме так никто больше и не увидел. И дело даже не в Полежаеве, а в том, что очень мало чиновников надевает в первую субботу августа майки и бежит 42 километра. Они не понимают того, что лидер должен быть впереди, должен подавать положительный пример. Стадное чувство никто не отменял.
- Видимо, поэтому нам так тяжело воспитать чемпионов? Чиновники-то не бегут.
- Я сам теряюсь в догадках и спрашиваю себя, почему приезжают люди из других городов и выигрывают НАШ марафон? Это не плохо, но ведь не постоянно же так должно быть. В чём причина? Тренеры плохие? Спортивная база не соответствует уровню? Или здоровье сибиряков подводит? Троекратное «нет». Всё в норме. Кроме отсутствующих чемпионов. Я не тренер, а спортсмен-любитель, поэтому не подвержен уколам самолюбия. Просто… 20 лет всё-таки прошло. А полноценной программы здорового образа жизни как не было, так и нет. Не только в Омске, вообще в России, и это глобальная проблема. В ней всё взаимосвязано - экология, питание, физкультура. А получается, что этот самый образ жизни давно «разорван» на кусочки, и чиновники безуспешно пытаются получившуюся мозаику собрать.
- И это при том, что бег - самый простой и доступный вид спорта…
- Раньше у нас в Омске было 11 клубов любителей бега. Мы были основными «поставщиками» участников марафона. Сейчас их осталось шесть. Есть разница? У нас 72 КТОСа в Омске. Почему в них не сделают клубы любителей бега? Это же 7 тыс. легкоатлетов дополнительно. Но их нет.
- Почему тогда наш Сибирский марафон считается одним из самых престижных марафонов на международной арене?
- Потому что европейские стандарты. Так, например, призовой фонд определяет престиж соревнований. Плюс организация, сообщения в СМИ, реклама, стартовый взнос… Это имидж. Взносы с каждым годом растут, и я понимаю, что не все могут заплатить даже эти 300 рублей. Многие купят бутылку пива за 30 рублей, сядут и будут махать рукой пробегающим марафонцам. И незачем напрягаться.
- Однако Вы марафону преданы…
- Не поверите, у меня даже медаль есть за преданность марафону. Как собаке (смеётся). Но я, правда, привык уже к омскому марафону и ни в каких других ни разу в жизни не участвовал.
- А о чём думается на трассе?
- За 42 километра всю жизнь можно вспомнить. Хотя мысли от бега всё-таки отвлекают. Думайте о приятном. И не только когда бежите.
Досье
Евгений ЖИТНОВ, легкоатлет, участник всех Сибирских международных марафонов. Родился в 1938 году в Гомельской области, в Белоруссии. В настоящее время председатель Омского областного клуба любителей бега.