Защищать окружающую среду, пожалуй, самая сложная волонтёрская миссия из всех существующих. Эковолонтёры пытаются изменить отношение человека к природе.
Председатель cовета омской региональной детско-юношеской общественной организации охраны окружающей среды «Экологический центр» Людмила Мартынова рассказала, передаётся ли волонтёрство по наследству, кто является главным защитником природы и можно ли взять шефство над стихией.
Волонтёрство в генах
Светлана Казанцева, «АиФ в Омске»: Людмила Викторовна, вы создали в регионе сеть экологических дружин. В них только дети или есть и взрослые?
Людмила Мартынова: У дружин есть руководители, и это взрослые волонтёры, которые неравнодушны к проблемам экологии. Также во главе некоторых отрядов стоят молодые люди - студенты. Разброс по возрасту большой, но всех объединяет общее дело - охрана окружающей среды.
Наше волонтёрское объединение существует 30 лет, с 1990 года. Дети, которые в то время пришли в экологическое движение, выросли и привели в организацию своих детей. Можно сказать, что у нас есть семейное волонтёрство. Сейчас насчитывается около 3,5 тысячи постоянных эковолонтёров и ещё примерно столько же приходят на одну-две акции - их состав постоянно меняется.
- Как возникло объединение?
- Изначально волонтёрский отряд школьников был организован в Доме творчества Октябрьского округа. Одним из направлений деятельности была группа «Милосердие» - мы взяли шефство над несколькими ветеранами и инвалидами. Особое внимание было уделено детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим диагноз ДЦП, и колясочникам: мы их навещали, помогали с уроками, просто общались.
Но были и другие добрые дела: ребята следили за чистотой речного берега, убирали мусор в парках и скверах, сажали деревья. Кстати, северную часть парковой зоны Октябрьского Дома творчества посадили именно мы. И мы же следили за порядком. Так был создан первый эковолонтёрский отряд. Потом стали появляться экологические дружины в области.
- Всего 58, они есть в самом Омске и в 13-ти районах области. В городе осталось всего 10 отрядов, раньше их было больше. Дружины детские, они расформировываются, если уходит руководитель, а среди коллектива нет сильного лидера, способного повести за собой отряд.
- Помимо сильного лидера, что ещё нужно для создания дружины?
- Нужны интересные события и дела. В своё время нам удалось создать такое - межрегиональный экологический фестиваль детско-юношеского творчества «Белая берёза». В 2020 году у этого фестиваля юбилей - 25 лет. Ребята соревнуются в номинациях «Лидер экологического движения», фотоконкурс, конкурс рисунков и прочее.
Также ежегодно проводятся конкурс «Эколог года», форум «Зелёная планета», проект «Ноль отходов», Всероссийская акция «ЭкоМарш» и многое другое. Все эти события привлекают внимание к экологическим проблемам.
Донкихоты нашего времени
- У каждого волонтёрского объединения есть свой символ, эмблема. Ваши волонтёры имеют что-то подобное?
- С самого начала ребята решили, что у них будут зелёные галстуки с голубыми кисточками. Кисточки символизируют чистую пресную воду, которой в природе остаётся всё меньше. Одна из задач экологических дружин - охрана чистой воды, поэтому каждый отряд выбрал себе объект защиты - реку, пруд или озеро. Например, отряд в посёлке Большеречье пристально следит за рекой Большой, ребята из Красного Яра охраняют пруд Амур, в Саргатском районном поселении - озеро Имберень и реку Саргатку, озеро Круглое находится под охраной исилькульского экологического отряда и т. д. Эковолонтёры назвали этот проект «Чистая река - чистый город/чистое село», потом родилась акция «Чистые берега», но суть у них была одна: регулярное очищение берегов «подшефных» водоёмов от мусора. К слову, сейчас существует всероссийская экологическая акция «Чистые берега» - придуманный нами проект постепенно вырос до масштабов страны.
- В 2013 году мы придумали акцию «Голубая лента», посвятили её Всемирному дню водных ресурсов. Наши волонтёры выходили на улицы и раздавали голубые ленточки как символ чистой пресной воды. В 2019 году в акции приняли участие эковолонтёры из 41 региона России, а также отряды экологов из Черногории. Они не только раздавали ленты на улицах, но и сделали мультимедийные презентации с рассказом о своих любимых водных объектах.
В прошлом году нам пришлось изменить название этой акции на «Голубую волну» изза расхождений с федеральным центром, который перехватил у нас инициативу по проведению мероприятия.
- В России реализуется национальный проект «Экология». Какой вклад могут внести эковолонтёры в это общее дело?
- Основная задача эковолонтёров, на мой взгляд, это не только уборка мусора, но и просветительская деятельность. Как просвещать? Только через интерактивные акции. Например, мы постоянно в школах проводим квест «Ноль отходов», организуем тематические трёхдневные сборы для лидеров волонтёрского движения.
- Насколько эти акции эффективны? Люди могут принимать участие в экологических мероприятиях, а потом поехать на пикник и захламить место отдыха…
- Прививать экологическую культуру необходимо несмотря ни на что. Надо постоянно обращать внимание людей и властей на проблемы экологии. Как говорится, вода камень точит… Я уверена, что наши эковолонтёры никогда не бросят мусор на землю, ещё и своим родителям, соседям и сверстникам объяснят, почему не надо так делать.
- Эковолонтёры ратуют за раздельный сбор мусора. Но в Омской области это похоже на борьбу с ветряными мельницами.
- Несмотря ни на что идея раздельного сбора мусора перспективная, и её нужно продвигать. В 2005 году мы своими силами в некоторых районах города установили контейнеры для раздельного сбора бумаги и пластика. Сначала проект пошёл на ура, но потом выяснилось, что это вторсырьё некому вывозить. Город был не готов работать в этом ключе. Он и сейчас не готов. Жители не против разделять мусор, но не делают этого, потому что в результате всё свозится на одну свалку. Когда наши власти примут решение о раздельном сборе, не знаю, я не лезу в политику. Моё дело - экологическое воспитание.
Педагог навсегда
- С какого возраста должно начинаться экологическое воспитание?
- С детского сада или ещё раньше. К примеру, я свою годовалую внучку уже учу не мусорить.
- Каков портрет современного эковолонтёра?
- Верно говорят: если хочешь изменить мир, начни с себя. Миссия эковолонтёра - просвещение, помощь в изменении отношения людей к дарам природы. Люди в большинстве своём потребители, что негативно сказывается на экологии. Мы пытаемся уменьшить влияние потребительского сознания на окружающий мир.
- Как изменить сознание, если, к примеру, в нашем городе часто фиксируются выбросы, в каких-то районах не найти мусорных урн и наблюдается варварское отношение к деревьям?
- Надо постоянно говорить об экологических проблемах, напоминать о них властям. Допустим, мы с 2000 года несколько раз проводили мониторинговые акции по несанкционированным свалкам Омска. Ребята объехали все городские округа, составили карты и принесли их мэру. В результате большую часть этих свалок городские власти убрали.
Ещё одно направление нашей волонтёрской работы - борьба за то, чтобы как можно больше природных территорий в регионе приобрело статус особо охраняемых. К примеру, озеро Имберень в Саргатском районе. Мы уже третий год пытаемся добиться для него этого статуса: провели обследование, оформили и подали документы в минприроды - вопрос рассматривается два года.
Далее, в Омске есть озеро Солёное, на котором 90 лет назад была грязелечебница, территория имела статус особо охраняемой зоны. Сейчас санатория нет, озеро заброшено - берег принадлежит одним хозяевам, а сам водоём другим. Мы пытаемся добиться восстановления статуса, чтобы сохранить уникальную фауну Солёного, и проводим регулярные экологические десанты по уборке территории.
В пойме Любинской, особо охраняемой природной территории Любинского района, планируем заложить экологическую тропу. Сейчас идёт разработка маршрута и точки установки информационных стендов.
- Вы педагог. Всегда хотели им быть?
- По образованию я учитель географии и биологии. Всегда хотела стать педагогом. Большой след в моей жизни оставила мой классный руководитель Вера Степановна Колмогорова. Она была завучем в 17-й школе и преподавала нам физику. Именно она привила любовь к природе и повлияла на мой жизненный путь.