Экологи нашего города бьют тревогу: количество отходов увеличивается с каждым годом, свалки переполнены. Несмотря на то, что в регионе реализуется программа по работе с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), мусора не становится меньше.
«Вирусный» проект
По данным статистики, в России производится 60 млн тонн мусора в год. Если эти тонны разделить на всех жителей страны, то на каждого человека приходится по 410 кг мусора в год. Для сравнения, в 2000 году эта цифра была в два раза меньше.
Экологи много лет говорят о раздельном сборе мусора и его переработке, но эта проблема до сих пор не решена. Так, в Омском регионе недавно начал работу единственный в области завод по сортировке мусора, некоторые управляющие компании Омска практикуют отдельный сбор пластика, в городе проводятся акции по сбору макулатуры, но этого мало.
По мнению педагогов-организаторов экоцентра Марии Кригер и Татьяны Ряполовой, проблема кроется в отсутствии экологического воспитания. У омичей не сформирована культура раздельного сбора мусора. Но нужно с чего-то начинать, тем более что отходы могут приносить прибыль – это ценное вторсырьё.
Преподаватели омского экологического центра организовали эковолнтёров и совместными усилиями создали проект «Знаешь сам – помоги другому», который получил поддержку Фонда президентских грантов. Его цель - повышение информированности населения о проблемах, связанных с отходами, пропаганда раздельного сбора отходов, а также повышение престижа экологических мероприятий и развитие волонтёрского движения по решению проблем, связанных с переработкой ТКО. С декабря 2019 года добровольцы экоцентра начали собственный годичный марафон по ликвидации экологической малограмотности омичей – проводят экоуроки на тему: «Разделяй с нами», а с марта начнётся турне по школам города и области с агитационным спектаклем «Необыкновенные приключения экологов, или История, рассказанная кучей мусора».
Специалисты и волонтёры экоцентра знакомят учащихся в возрасте от 11 до 17 лет с такими понятиями, как переработка, захоронение и сжигание отходов, загрязнение окружающей среды, вместе выясняют преимущества и недостатки разных способов обращения с ТКО, рассказывают о технологиях раздельного сбора отходов. И всё это происходит в форме игры: участники урока – помощники «зелёных человечков»-агентов, которые должны придумать, как бороться с главным злодеем нашей планеты – мусором.
По словам педагога, детям нравятся экоуроки, во время их проведения у ребят рождаются потрясающие проекты по борьбе с отходами. Так, один семиклассник, ученик гимназии № 147, придумал космическую мусоротолочку по переработке космического мусора, даже нарисовал схему аппарата.
Для экоуроков были созданы тематические рабочие тетради, заполнив которые, участники обновят свои знания по экологии и поймут принципы раздельного сбора мусора. В тетрадях разноформатные задания о сборе и утилизации отходов: пластика и бумаги. Их можно выполнять как самостоятельно, так и с помощью родителей или единомышленников. Заполненные тетради примут участие в конкурсе, только их нужно отнести в экологический центр и отдать специальной комиссии. Победивших ждут призы, но главное не это, а понимание детьми важности сортировки мусора. Хотя вопрос всё равно стоит остро: взрослые не готовы самостоятельно сортировать мусор.
По данным соцопроса, проведённого волонтёрами экоцентра, омичи не против сортировки мусора, но никто не соглашается в своей квартире организовывать мини-мусорку с шестью вёдрами под разные виды отходов.