Примерное время чтения: 4 минуты
100

Вас беспокоят мошенники. Преступники придумывают новые способы обмана

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ в Омске № 24 15/06/2022
Телефонные мошенничества очень тяжело раскрываются полицией.
Телефонные мошенничества очень тяжело раскрываются полицией. / Александра Горбунова / АиФ

Телефонное и интернет-мошенничество остаются одними из самых проблемных видов преступлений - в этом году раскрываемость уголовных дел по статье 159 УК РФ составляет 18,4%. Иными словами, практически в четырёх случаях из пяти пострадавшему не удаётся привлечь того, кто лишил его денег, к ответственности.

Такие преступления совершаются каждый день - например, на днях преступники «развели» 86-летнюю бабушку почти на полтора миллиона рублей. Причём обманули банально - сказали, что дочь старушки попала в ДТП и ей нужны деньги, чтобы откупиться. Доверчивая пенсионерка позвонила дочери уже после того, как её деньги «ушли» вместе с курьером.

Стандартизация обмана

Схемы мошенников достаточно стандартны, ведь касаются они обычно актуальных для человека тем. Полиция ведёт их статистику - по словам опер­уполномоченного по особо важным делам управления уголовного розыска УМВД России по Омской области Вадима Старых, каждое третье преступление касается покупки или продажи по объявлению. Каждое пятое совершается под прикрытием сообщения от «службы безопасности банка» о списании средств или блокировке. Не менее редки случаи и фактической кражи карты или телефона с открытым банком с последующим списанием денег.

Также часто предлагают мутные инвестиции, помочь родственникам, якобы попавшим в ДТП, получить кредит, оплатить процент за вымышленный выигрыш, купить БАДы или решить вопрос со страховкой. А ещё есть небольшой процент случаев, когда мошенникам удаётся украсть доступ к чьей-нибудь странице в соцсетях.

Больше всего омичей пострадало с начала года от преступников, представляющихся сотрудниками «Госуслуг». Якобы они звонят для привязки номера телефона. В итоге и номер телефона, и аккаунт на «Госуслугах», и персональные данные оказываются у мошенников. Что они могут сделать с данными, к примеру, паспорта? Взять кредит в сговоре с недобросовестными сотрудниками кредитных организаций.

Сотрудникам банка ни к чему номер карты, информация с неё или паспортные данные клиента – всё это у них есть, ведь они карту и выдали.

Думать как преступник

Мошенники к беседе подготовлены, и на любое ваше «а» у них обязательно найдётся «бэ». Независимо от пола и возраста того, кому мошенники звонят, их цель - добиться от человека того, что им нужно. Психологи советуют в таких ситуациях отложить эмоции.

«Мошенники всегда в тренде. Они знают простой психологический механизм, о котором многие люди не задумываются. Есть «детские качели», с одной стороны которых находится мышление, а с другой эмоции. Как только эмоции идут вверх, мышление двигается вниз. На это и делают упор мошенники - пока эмоции зашкаливают, думать нам нечем, а потом приходит осознание и вопрос к себе: как же я попался, чем думал?», - рассказывает доцент кафедры практической психологии ОмГПУ кандидат психологических наук Виктория Усольцева.

С точки зрения философии вопрос уходит глубоко в идею общества потребления. По словам профессора ОмГУПС, доктора философских наук Сергея Ветрова, всё упирается в кризис рационального мышления - способность критически оценивать ситуацию просто отмирает как атавизм. Вопросы «почему» и «зачем» отходят на второй план, остаётся лишь вопрос «как». Как перевести, как получить, как оплатить? Остальное не важно, ведь у человека есть мнение, и даже сам он не знает, на чём оно формируется.

Защитить свой разум

Способа полностью скрыться от мошенников нет. Роботы, обзванивающие случайные телефонные номера, рано или поздно найдут «живой» и укажут на него. Останется лишь вопрос психологической техники, в котором преступники всегда преуспевают. Но можно подготовиться и встретить их во всеоружии.

Нужно помнить, что сотрудники банка никогда не звонят для уточнения каких-то персональных данных. Им ни к чему номер карты, информация с неё или паспортные данные клиента - всё это у них есть, ведь они и выдали карту. Ни прокуратура, ни приставы, ни полиция - никто не будет поступать подобным образом, ведомства вместо звонка пришлют сотрудника с корочкой и документом. Нельзя на это попадаться.

Всю информацию нужно перепроверять дважды. Быстрого заработка не существует. Страховки для быстрого заработка тоже не существует - денег в случае её оплаты назад не получите. Если утверждают о попадании родственника в ДТП, свяжитесь с родственником как можно скорее. Если же там начинает фигурировать какой-то «сотрудник правоохранительных органов», имейте в виду, что ни один полицейский, следователь или прокурор не будет предлагать решить вопрос таким способом.

Разговор можно затянуть на как можно более долгий срок. Времени должно хватить, чтобы привести свои эмоции в порядок. Нужно лишь задать себе вопрос - действительно ли это необходимо? Да, по ту сторону телефонного аппарата могут сказать что угодно, особенно то, что человек хочет услышать. Но его проблем это может не решить, а лишь создаст новые. И при таких рисках вероятность вернуть деньги невысока - если человек сам передаёт деньги мошеннику, отправляет их или называет данные своей банковской карты, дело решается только через суд.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах