Стоимость одной поездки в городском транспорте с нового года составит 30 руб. Мэрия поставила омичей перед фактом - цена одной поездки вырастет сразу на восемь рублей. Такого резкого скачка ещё не было - как правило, стоимость увеличивали на один-три рубля. Почему так получилось и могут ли омичи сэкономить?
Бизнес - и ничего личного
«Все наши действия направлены на переход к безналичному расчёту. Мы сокращаем затраты на наличные платежи, - пояснила директор муниципального предприятия «Пассажирсервис» Наталья Сергина. - С начала 2019 года проезд в городском транспорте будет составлять 30 руб. при оплате наличными деньгами, при безналичном расчёте - 25 руб. Что касается льготных категорий граждан - школьников, студентов и пенсионеров, то проезд для них подешевеет».
До конца года в муниципальном транспорте действует несколько тарифов: лимитные на 30 и 60 поездок, безлимитные и электронный кошелёк. С начала 2019 года владельцам карт с лимитами придётся перепрограммировать проездные - из-за повышения стоимости проезда эти тарифы перестанут быть рентабельными.
Как пояснила Наталья Сергина, для граждан предусмотрено несколько новых тарифов. Первый называется «Повременной». Это электронный кошелёк с возможностью пересадки в течение 45 минут. Любой пассажир, у которого на карте будет такой тариф, сможет совершить вторую поездку бесплатно, если у него будет пересадка в течение 45 минут от начала поездки. Другими словами, он сможет дважды проехать в течение 45 минут за 25 руб.
В ТРАНСПОРТЕ МОЖНО РАССЧИТАТЬСЯ КАРТОЙ ЛЮБОГО БАНКА БЕЗ КОМИССИИ.
Вопрос оплаты по одной карте проезда двух пассажиров, как это сейчас возможно в электронном кошельке, решён. По словам начальника информационно-вычислительного центра муниципального предприятия «Пассажирсервис» Владимира Тышкевича, эта возможность сохраняется в новом повременном тарифе, но для второго человека не будет льготы при пересадке. Если оба пассажира пересели в течение 45 минут, то один поедет бесплатно, а второй за 25 руб.
Также у омичей останется безлимитный тариф. На сегодня его стоимость - 1830 руб., с 1 января она станет 2100 руб. в месяц. При этом безлимитный проездной будет как на весь месяц, так и на 15 дней за 1050 руб. Он выгоден для тех, кто совершает большое количество поездок.
«Хочу предупредить тех, у кого лимитный проездной, - добавила Сергина. - Транспортную карту выбрасывать не надо. Нужно прийти в одну из точек продажи карт «Дилижанс», там её перепрограммируют на другой тариф. Если пользователь положил деньги на лимитную карту перед новым годом, не беда. После 1 января он может пользоваться этой картой - ездить по старым ценам, пока не закончатся поездки, потом нужно будет перейти на другой тариф».
Льготы - только по безналу
Что касается льготных категорий граждан, то для них независимо от социального статуса и уровня дохода стоимость проезда будет 30 руб. при условии наличного расчёта.
«Сегодня поездка для школьников стоит 16 рублей и по карте, и за наличный расчёт. С 1 января по карте будет 15 руб., а за живые деньги - 30 руб. Безлимитная проездная карта для школьников сохраняется. Также не стоит забывать, что у школьника должно быть удостоверение, подтверждающее, что он учащийся, - пояснила директор компании «Пассажирсервис». - Для студентов стоимость поездки сейчас составляет 19 руб., с 1 января будет 18 руб. За наличный расчёт студенты льготы не имеют и не будут иметь - сейчас они платят 22 руб., с нового года будут отдавать 30 руб. Так же и у пенсионеров: было 19 руб., станет 18 руб., но только по транспортной карте».
Наталья Сергина подчеркнула, что не нужно путать транспортные карты с социальными, по которым ездят инвалиды, сироты, представители многодетных семей и пр. Социальные карты выпускаются министерством труда и социального развития и имеют другой принцип оплаты.
Банковская карта и приложение
С 1 января 2019 года омичи смогут выбирать, как именно безналичным способом оплатить проезд. По словам Сергиной, во всём муниципальном транспорте у кондукторов будут новые терминалы, позволяющие рассчитаться по проездной или социальной карте, а также по бесконтактной банковской карточке или через приложения «Сигма», Apple Pay, Samsung Pay или Android Pay, установленные на смартфонах. Оплата проезда будет осуществляться через систему Сбербанка, безопасную и максимально защищённую.
Стоимость проезда по банковской карте и через приложение на сотовом телефоне составит 25 руб. Система «Сигма» уже работает в транспорте, но у омичей она вызывает нарекания из-за того, что не считывается QR-код.
«Проблема ненадлежащего качества QR-кодов решена, - заявил генеральный директор «ИСС-Арт» Иван Орехов. - Больше не будет кодовых карт, обмотанных скотчем, грязных или бликующих. Недавно были выпущены новые карты, антибликовые и не мнущиеся. Они будут выданы кондукторам».
Описанные изменения касаются только муниципального транспорта. По словам Сергиной, частные перевозчики, работающие по регулируемым тарифам, перейдут на новую систему безналичной оплаты чуть позже, когда она будет отработана.
Вопрос повышения нерегулируемых тарифов у остальных перевозчиков ещё решается. Стоимость проезда в маршрутках может неприятно удивить.
Не каждая карта подойдёт
Ирина Амелина |
- Бесконтактная карта имеет специальный значок в виде расходящихся волн. На сегодняшний момент Сбербанком выпущено 800 тысяч таких карт. Если сравнить с началом 2018 года, их было всего 400 тысяч. Люди начинают понимать, что это удобно, поэтому растёт число пользователей, - рассказала заместитель управляющего омским отделением Сбербанка Ирина Амелина. - Расчёт картой в транспорте отличается от обычной покупки в супермаркете тем, что СМС-информирование пассажир получит только вечером, после того как терминал будет подключен к Интернету и установится связь с платёжной системой.
Карту старого образца можно поменять на бесконтактную в любом отделении банка. Это делается очень быстро. Есть бесплатные карты, они выдаются сразу при обращении граждан, а есть именные, которые можно получить по прошествии пяти-семи дней.
Отмечу, что банковская карта не даёт возможности двух поездок за 25 руб. в течение 45 минут, она просто заменяет наличный расчёт. Студенты, школьники и пенсионеры тоже не будут иметь льгот при использовании банковской карты.
Польза от телефона
Олег Курнявко |
- Приложение «Сигма» - это один из способов безналичной оплаты проезда в городском транспорте, альтернатива для тех, кто не желает платить наличными или использовать банковскую карту. Согласитесь, не каждый рискнёт в час пик передать через полсалона именную банковскую карточку, - рассказал генеральный директор ООО «Сигма цифровые технологии» Олег Курнявко. - «Сигма» работает на всех телефонах системы Android, в том числе у которых нет функции оплаты покупок с помощью средств сотовой связи. Чтобы пользоваться этим приложением, его нужно скачать и привязать к нему свою банковскую карту. Принцип действия таков: сотовый телефон считывает QR-код с карты кондуктора - со счёта пользователя списывается оплата проезда. Это очень удобно.
Для тех, кто пользуется приложением «Сигма», с 1 января 2019 года будет действовать льготный тариф - 25 руб., с этого же времени должна заработать возможность пересадки в течение 45 минут. Что касается льготников, они тоже смогут оплачивать проезд с помощью «Сигмы», но чуть позже.
К новому нужно привыкнуть
Марина Малюх |
- Я пользуюсь транспортной картой, но только по утрам - езжу из Амурского посёлка до остановки «Ул. Лизы Чайкиной», от неё иду пешком до места работы. Вечером приходится садиться на тот транспорт, который подойдёт первым или на какой удастся сесть. У меня лимитный тариф - 30 поездок на месяц, мне это обходится в 600 руб., этого хватает.
Что касается повышения проезда до 30 руб. - печально, но деваться некуда, мы это изменить не можем. Остаётся принять этот факт.
С нового года, скорее всего, откажусь от транспортной карты, буду ездить за наличные. Новые предложения ещё не изучила, не знаю, насколько для меня они будут выгодны. Банковской картой оплачивать проезд не собираюсь - считаю, что это неудобно, да и не хочу менять её на бесконтактную. О системе «Сигма» никогда не слышала, не могу сказать, смогла бы я к ней привыкнуть.
Марина Малюх, ведущий менеджер по персоналу омского завода
Кстати
Проезд на общественном транспорте в Германии оплачивается по системе «один билет - одна зона». То есть существует единый для всех видов транспорта билет, который действует внутри одной зоны. Пересекая каждую из тарифных зон, нужно покупать новый билет либо билет, действующий сразу в нескольких зонах.
Билеты и проездные можно приобрести в офисе или на сайте регионального транспортного оператора; в специальных билетных терминалах, установленных на большинстве остановок и платформ (оплата наличными и банковской картой); в билетных автоматах, установленных внутри транспорта (оплата только банковской картой); непосредственно у водителя ( стоимость зависит от конечной точки поездки).