Омск, 4 октября – АиФ-Омск. Гипермаркет «НоваТор» опубликовал на своем сайте «черный» и «серый» списки товаров. Продуктами из «черного» списка гипермаркет не торгует по принципиальным соображениям, от «серого» ритейлеры пока не могут отказаться, потому что к этому не готовы потребители. Присутствует также «белый» и «зеленый» списки, товары из которых магазин считает «наилучшими».
К каждому из пунктов «черного» списка составлен обширный комментарий. Наряду с вполне обоснованными фигурантами, такими как слабоалкогольные коктейли или энергетики, в список попали вполне привычные для жителей нашей страны продукты. Часть из них действительно спорны с точки зрения пользы для здоровья или канонов кулинарии, однако эпитеты, которыми они награждены в списке, порой поражают. В список «дурновкусных» продуктов попал, например, небесспорный «шашлык в майонезе» со следующим комментарием:
«Шашлык замаринованный в майонезе. "Художественная" самодеятельность доморощенных горе-кулинаров. Происходит, вероятно, от "застойной" традиции обмазывать майонезом курицу при зажаривании ее в духовке для образования "красивой хрустящей корочки". Маринадом по сути не является. Абсурдная и несостоятельная вирусная мода, способная, впрочем, заразить только совсем неразборчивых "шашлычников", не обладающих иммунитетом к дурновкусию. Способных радостно уплетать пережаренный снаружи и сырой внутри шашлык из свинины вместе с ее многочисленными паразитами».
Гороскопы представители гипермаркета приравняли к порнографии: « Гороскопы являются крайне опасным информационным вирусом и вызывают ряд когнитивных нарушений. Мы выступаем за приравнивание режима продажи гороскопов к режиму продажи порнографии: только в специальных местах, в запечатанных пакетах и т.д.»
Почти в каждом из комментариев находятся нелестные отзывы о покупателях товара, встречаются такие определения, как «горе-кулинары», «толстокожие любители пожарить мясо на природе», «лохушки», «безграмотные и недалекие любители всего итальянского». Невинный мраморный хлеб стал поводом заявить, что он «может производить впечатление только на самых дремучих отсталых людей», и назван «проявлением вульгарности и дурновкусия в базар-вокзальном стиле».
В телефонном разговоре представители гипермаркета сообщили, что не готовы назвать автора этого списка: в отделе маркетинга не знают, кто писал развернутые комментарии к неугодным продуктам. Стоит отметить, что в то время как описание причин попадания в немилость есть в каждом из пунктов «черного» списка, «серый», «зеленый» и «белый» пояснениями не снабжены.
Комментарий юриста:
Константин Кудряшов, руководитель юридической компании "Разорвём": «Первое – я не понимаю, для кого этот сайт. Для чего мне заходить на сайт «НоваТора», если я ничего не могу там купить? Списки, наверное, для поставщиков, чтобы не предлагали товар, который у них запрещен. То есть «не надо нам звонить, если торгуете тем-то, тем-то и тем-то». Если с этой точки зрения смотреть, то на потребителей сайт не рассчитан, им это не интересно. В списке нет указания марки товара, просто комментарии по технологии изготовления. Выглядит это как частное мнение человека. Что касается покупателей, безусловно, эта информация оскорбляет. Привлечь к ответственности, чисто технически, их можно. По решению суда можно заблокировать сайт, хотя это и сложно. Закон соответствующий не так давно работает. Но если кто-то из потребителей обратится, попробовать теоретически можно».