Высказываются разные причины. Одни утверждают, что заведомо виновен водитель, нарушивший Правила дорожного движения, так как должен обязательно останавливаться перед переходом, независимо от того, есть пешеходы или нет. Другие предполагают, что в подобных авариях вина лежит на самих пешеходах. Третьи считают, что виновниками таких ДТП являются городские власти, не построившие достаточного количества пешеходных переходов и прежде всего внеуличных - подземных или надземных. Так кто же прав?
Не надейтесь на авось
К сожалению, по словам инспекторов ДПС, нередко пешеходы на дорогах ведут себя хуже водителей. Им зачастую не хватает здравого смысла и простой осмотрительности. Часто вместе с детьми Правила дорожного движения нарушают и взрослые.
- Реклама по телевидению о том, что пешеход имеет преимущество на дороге, обходится всем очень дорого, - говорит Александр Курченков, водитель с 30-летним стажем. - Выходить на пешеходную дорожку можно только после того, как оценишь скорость приближающего транспортного средства, расстояние до него и убедишься в безопасности перехода.
Ночные скорости
В управлении ГИБДД по Омской области подчёркивают, что всё-таки большая ответственность лежит на водителях. Пешеходы - уязвимая, физически незащищённая категория участников дорожного движения, водители же защищены многотонной железной конструкцией.
Но умалять вины пешеходов тоже не стоит. Ежедневно за переход дороги в неположенном месте привлекаются к административной ответственности более сотни омичей. Штраф составляет 200 рублей.
- Серьёзным сопутствующим фактором в ДТП с пешеходами являются неудовлетворительные дорожные условия и обустройство переходов: отсутствие необходимых ограждений, дорожных знаков, низкое качество нанесения разметки. - комментирует Сергей ДМИТРИЕВСКИЙ, начальник управления ГИБДД полиции УМВД России по Омской области. - Немалая часть пешеходов попадает под колеса на пешеходных переходах в тёмное время суток, утром и вечером. Освещённость, к сожалению, тоже оставляет желать лучшего. В 2011 году УГИБДД направлено почти 5 тыс. предписаний на устранение недостатков, к административной ответственности привлечено 766 должностных лиц дорожно-коммунальных служб.
Сегодня в Омске около 700 пешеходных переходов, но город растёт, меняется улично-дорожная сеть. А за последние три года построено всего три подземных перехода. Согласитесь, для миллионного города цифра мизерная.
Как ещё обезопасить?
Омичи приняли участие в работе Всероссийского круглого стола, организованного Госавтоинспекцией МВД России и посвящённого безопасности пешеходов на дорогах. В его ходе прозвучал ряд интересных предложений. В их числе введение в школах специального курса по безопасности дорожного движения, увеличение штрафа за переход дороги в неположенном месте, активное использование камер видео-фиксации правонарушений. Введение всех перечисленных мер наверняка способствовало бы повышению безопасности пешеходов, однако есть небольшое «но»: пока они звучат в сослагательном наклонении и относятся к разряду не подкрепленных реальными действиями. А самое главное, их введение будет тормозить отсутствие необходимого финансирования.