Примерное время чтения: 7 минут
394

Большеуковский район становится краем исторического туризма?

Ощущение, что внутренние органы подскакивают уже даже раньше, чем колесо «Газели» преодолевает очередное препятствие.

С каждым километром ощущение того, что мы увидим что-то интересное притупляется. Кажется, что не может быть ничего хорошего там, куда ведут такие убитые жизнью и фурами дороги.

Однако тем сильнее был контраст на финише нашего путешествия. Музей Московско-Сибирского тракта, в который мы и ехали, встретил нас прямо за мостом через реку Верхний Ук, давшей название всему району.

Прошлое оживает

Двухэтажное покрашенное и отремонтированное здание бывшего банно-прачечного комбината стало визитной карточкой райцентра. Сюда частенько заезжают иностранные туристы и федеральные телеканалы. Причиной позитивных перемен стал Московско-Сибирский тракт, по счастью проходящий в своё время по территории Большеуковского района. Благодаря стараниям Евгения Зензина, директора музея, история главной сибирской дороги сейчас актуальна. Тракт, который соединял Сибирь с остальной Россией, стал неисчерпаемым ресурсом для искушённых туристов, благодаря чему местные жители стали верить в возрождение этих мест.

Когда-то здесь по делам проезжали учёные и политики, в кандалах прошли декабристы, ссыльные, уголовники, а сейчас можно повторить их путь и окунуться в атмосферу XVIII века. Иностранцы с большим удовольствием едут побродить в цепях, ощутить непередаваемый колорит русской глубинки, увидеть икону Симеона Верхотурского, которая, по мнению местных, является чудотворной. Увидеть человека, облаченного в туристическое снаряжение - тут не редкость.

Но главной сокровищницей здешних мест всё равно остаётся музей. Переходя из одного зала в другой, видишь перед глазами всю кипящую в страстях и событиях жизнь главной сибирской дороги. Посетитель может зайти в настоящую камеру заключённого, увидеть одежду каторжника, подержать в руках почти такие же кандалы, что сковывали несчастных странников.

Удивительная лампочка

Конечно, не трактом единым энтузиасты пытаются привлечь интерес своих земляков и иностранных туристов к истории родного края. Коллекции Большеуковского музея может позавидовать любой его сельский собрат в нашем регионе. Да и в городе-то не у всех музейных помещений есть такие же прекрасные условия для работы и удивительные экспонаты.

Евгений Зензин, директор культурно-исторического центра, в процессе экскурсии показал журналистам особенно ценные изюминки районной коллекции, в собирание которой посильную помощь внесли местные жители. Так, например, удивительную находку сдал в музей один из рыбаков. Бронзовая фигурка то ли лошади, то ли лося, датируемая V веком, н.э., вызвала масштабный спор у учёных региона. Никогда ещё археологи не находили в этих краях похожих предметов такого размера. Подобные таблички характерны для культур, населявших земли области в древности, но у наших предков они были меньшего размера. Большой масштаб изделия, возможно, говорит о том, что вещь прибыла в наши края издалека. Но каким образом и когда это произошло - загадка.

И таких загадок в музее целый ворох. Даже история чудотворной иконы Симеона Верхотурского, настолько многогранна и запутанна, что каждый просто обязан услышать об этом подробный рассказ Евгения Зензина. Правда сама святыня хранится в местном приходе, где её можно увидеть, но лучше Евгения Петровича историю её обретения во всём селе никто не знает.

Посетителям музея также стоит обратить внимание на космическую тему. Фотографии старта корабля Юрия Гагарина, оригиналы которых хранятся в Больших Уках, а также уникальная работающая лампочка, в которой вольфрамовую нить заменяет крошечная стела посвящённая полету в космос, не оставили равнодушными вашего корреспондента.

А ведь в музее есть ещё картинная галерея, в которой собрана обширная коллекция работ учеников Либерова, вызвавшая белую зависть даже в областном центре.

Тем не менее, главной достопримечательностью здешних мест всё равно остаётся тракт. По нему водят кандальников и сейчас, и такие исторические реконструкции вызывают бешенный интерес у туристов. Оно и понятно. Почувствовать себя каторжником – чувство очень сильное. Наш корреспондент очень проникся жизнью ссыльных и на себе испытал тяготы и мелкие невзгоды уголовников и политических преступников прошлого.

С коллегами по этапу

Суровое свинцовое небо. Туча комаров. Насекомые нападают такими массовыми стаями, что кажется, что крови у вашего корреспондента на всех их не хватит. На руках кандалы. На спине «бубновый туз» - отличная мишень для надсмотрщиков. На пятки наступают идущие позади. Дорогу размыло, приходится идти по траве, но всё равно сапоги набрали грязи и стали тяжеленные. Конца и края пути не видно. И только верстовой столб оптимистично стоит на обочине Московско-Сибирского тракта, напоминая, что жизнь такая же как рисунок на столбе: черная полоса всегда сменяется светлой, тем самым даря надежду на лучшее. Надсмотрщик до того вжился в роль, что кажется, что действительно сейчас достанет плётку и погонит бедных журналистов до самой Тары. Погружение в XVIII век до того плотное, что вспышки фотоаппаратов воспринимаются как чудо.

Как рассказал Евгений Петрович, особенно сильно картинку из прошлого воспринял однажды гость из Франции. Что казалось бы французу до нашего тракта, до нашей каторги, до наших декабристов. Но гость из Европы так проникся, что упал на землю, катался по снежному тракту, вёл себя «как русский»…

Его можно понять. Вживаемость в предлагаемые обстоятельства моментальная. Скорбь на лице и необъяснимо щемящее сердце ждёт на этом пути каждого. Идёшь и думаешь. Обо всём. Миллион мыслей дерутся в голове. Но ты идёшь, съедаемый комарами, подгоняемый надсмотрщиком, утопающий в грязи.

Чувства после этой реконструкции описать трудно. Как будто новую страницу в жизни перевернул.

Настоящая Россия

После посещения тракта решили поездить вдоль главного сибирского пути и посмотреть деревни, которые испокон веку тут стоят, увидеть людей, которые живут на этих местах, познакомиться с первозданной природой вокруг.

Вот она настоящая Россия: дикие леса и бездорожье, что на танке не проехать. Колею залило так, что машина, сопротивляясь, преодолевает каждый метр с превеликим трудом. На поездку от Больших Уков до деревни Форпост и обратно уходит полный бак бензина. Хорошо, что уазик, который нас везёт, оборудован и вторым. А расстояние-то не такое уж и большое.

Дальше Форпоста на сотни километров жизни нет. Край цивилизации. Но местные жители не жалуются, всем довольны. Бабушки, сидящие на завалинке, рассказали, что хлеб привозят, со спичками перебоев нет, что ещё надо? Когда настанет конец света, тут его не заметят. Дорог нет, Интернета нет, мобильная связь не ловит. Тишь да глушь. Настоящая находка для городских жителей. После каменных джунглей мегаполиса, после бесконечной надоедливой трели мобильника, попасть в мир зелённых горизонтов и гуляющих по улицам деревни аккуратных хрюшек было удивительно. Но главное, что люди здесь живут прекрасные.

Люди вообще сокровище Большеуковского района. Такого радушного приёма как здесь не встречал ваш корреспондент ещё не в одной точки родной области. И в райцентре, и в Форпосте и в Становке население очень гостеприимное, положительно настроено к городским гостям, верят, что туризм спасёт район.

Когда мы уже после поездки по тракту и участия в исторической реконструкции, вернулись в Становку пообедать, нам накрыли такой стол, что сказочная метафора стола ломящегося от яств в голове вашего корреспондента получила иллюстрацию. И не от большого богатства это, а от чистого сердца.

Как же хочется, чтобы туристы ещё активнее поехали с экскурсией на тракт или в Большеуковский музей. Может это Евгений Зензин заразил вашего корреспондента своей идеей, или просто я проникся уважением к местным жителям. Но уверен, что ни один турист не пожалеет, что выдержал этот путь, что побывал здесь, что протащил кандалы, что видел икону Симеона Верхотурского, что с такими людьми познакомился. Приезжайте в Большие Уки. Оно того стоит!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах