Масштаб воображения
Каждое такое имя имеет свою коммерческую стоимость. Например, сайт по адресу foto.com аналитики оценивают в сумму больше 1 млн долларов. Придумать название, которое будет не только чётко ассоциироваться с продуктом, но и быть свободным, очень трудно. Учитывая интеллектуальные усилия при разработке сетевого адреса, трудно понять, почему доменное имя до сих пор не является объектом интеллектуальной собственности.
Некоторые специалисты, напротив, считают, что адрес в Интернете приравнен к номерам телефона или почтового адреса и не может быть средством индивидуализации. Но ведь если название улицы проживания мы поменять не в силах, то, чтобы запустить сайт, мы обязаны придумать имя в Сети.
Нечестная конкуренция
В нашей стране, впрочем, как и во всём мире, нет нормативного акта, по которому устанавливается соответствие торговой марки и доменного имени сайта. Отсюда возникновение множества доменных споров. На один и тот же адрес претендуют сразу несколько одноимённых компаний, представляющих разные сегменты рынка. Причём зачастую одной стороной конфликта являются недобросовестные владельцы адреса - киберсквоттеры. Они регистрируют доменное имя, в названии которого содержится известный бренд. Но открывать сайт по этому адресу не спешат, а стараются продать домен компании, название которой указано в адресе.
Другой стороной мошенничества является регистрация уникальных доменных имён, которые созвучны с существующими. Иногда до полного смешения. Например, сайт нашей газеты «www.omsk.aif.ru». Предположим, мошенники зарегистрировали бы сайт с очень похожим названием, скажем «www.omskaif.ru». Казалось бы, у сайтов разные адреса, но посетитель введён в заблуждение.
Также доменные споры могут стать инструментом в борьбе между компаниями. Например, конкурент, узнав, что компания решила зарегистрировать новую торговую марку, быстро получает доменное имя с соответствующим наименованием. И тогда регистратор может отказать в регистрации на основании совпадения названия с существующим доменным именем. Такие прецеденты уже есть.
В Омске проблемы нет
Легитимация доменных адресов для нашей области - проблема небольшая. Например, за прошлый год судебных разбирательств по поводу сетевых адресов в арбитражном суде зарегистрировано всего два. Оно и понятно: больших денег с региональных торговых марок киберсквоттеры получить не смогут. Поэтому пока не покрыт весь сегмент рынка, захватывать доменные имена, которые могут пригодиться мелким фирмам, слишком затратно. Однако лиха беда начало. Рано или поздно волна атаки киберсквоттеров дойдёт и до Сибири.
В этой статье мы говорим о доменах второго уровня. То есть, например, в адресе сайта нашей газеты «www.aif.ru» доменом второго уровня является сочетание «aif». Но, по мнению аналитиков, в ближайшем будущем можно будет застолбить за собой и домен первого уровня. То есть вместо «.ru» в вашем сайте может быть «.omsk», «.bisnes», в общем, всё что угодно. Такая ситуация лавинными темпами увеличит количество судебных разбирательств. Поэтому от внесения изменений в Гражданский кодекс нам всё равно никуда не деться.