В Омске немало скульптур, которые можно отнести к достопримечательностям города. Например, памятник сантехнику Степанычу или девушке Любе. А сколько ещё самых разнообразных монументов, фигур, статуй, памятных досок добавляют колорит общественным пространствам, хранят память об истории родной земли и выдающихся земляках.
Пожалуй, каждый вспомнит с десяток архитектурных сооружений, установленных в разных точках города. Но вот назвать авторов этих произведений монументального искусства смогут далеко не все. Мастера каменных композиций зачастую остаются в тени славы.
omsk.aif.ru решил исправить такое положение и познакомить читателей с одним из известных омских скульпторов, победителем премии «Народный герой» в номинации «Талант» Виталием Шевченко.
В творчестве с пелёнок
Ирина Аксёнова, omsk.aif.ru: Виталий, расскажите о начале своего творческого пути.
Виталий Шевченко: Увлечение искусством началось с детства. Я из династии художников. Мои родители оканчивали Омский худграф. Можно сказать, что в творчестве с пелёнок. Мама сдавала экзамены в вузе со мной на руках. В детстве помогал отцу в художественной мастерской. Он первый керамист в Омской области, именно в гончарном направлении. И поэтому, когда передо мной встал вопрос выбора профессии, не колеблясь пошёл по родительским стопам.
Волею судьбы попал в первый набор на экспериментальную кафедру монументально-декоративного искусства. Повезло с педагогами. У меня были такие наставники как Георгий Кичигин, Евгений Дорохов, Геймран Баймуханов, Андрей Бородавкин и другие именитые омские художники. Увлекало всё: роспись, витраж, мозаика. На четвёртом курсе пошла скульптура, которая, как по наитию, затянула. С 2007 г. начал пробоваться в этом деле и выставлять свои работы на площадках Союза художников.
А вообще вся моя семья творческая. Сестра – дизайнер, супруга оканчивала худграф, дочь Василиса – моя муза занимается в художественной школе.
- Помните свою первую работу?
- Первая творческая работа была выполнена из дерева. Это девочка, стоящая на табурете и рассказывающая стишок, немного смущённая и оттягивающая пальчиками подол платьишка. Прототип этой скульптуры - моя племянница. Увидел её в таком образе на семейном празднике, и захотелось запечатлеть неподдельные детские эмоции.
Эта работа стала дебютной в коллекции под названием «Мечта». Постепенно «детская» серия разрастается. Сегодня она состоит из пяти скульптур, передающих человеческие мечты через образ ребёнка, потому что в детском возрасте все желания чистые, искренние и впереди вся жизнь полная надежд. Это выглядит очень трогательно.
Властелин льда и бронзы
- Какому материалу отдаёте предпочтение? Вообще процесс создания скульптуры сложный?
- Материалы в скульптуре пробовал разные: дерево, гипс, камень (мрамор, бронза, латунь), чёрный металл, бетон, пластик, лёд, снег. Но больше работаю с бронзой. Это достаточно сложный, но в то же время благородный материал. Белоснежный гипс шикарно смотрится, но он идёт не как выставочный материал, а как переводник в какой-то следующий.
Технология работы с бронзой предполагает длительный процесс: лепка фигуры из мягкого материала (пластилин или глина), снятие формы, изготовление гипсового отливка, очередное снятие формы, создание воскового отливка, после чего снимается форма, в которую уже непосредственно заливается металл. Каждый этап требует внимания, технических особенностей. Для того чтобы работа получилась именно такой, какой её представляешь, важно не допустить ошибки ни на одной из этих ступеней.
Живописец и скульптор — оба поэты, но последний никогда не впадает в шарж. Скульптура не терпит ни шутовства, ни паясничества, ни забавного, даже редко — комического. Мрамор не смеётся
Нравится работа со льдом. Это уже совсем другая история. Этот материал интересен объёмами, масштабами. Через него можно быстро выразить свою идею. На создание ледяной фигуры в среднем уходит до четырёх дней. На международном фестивале, который проходил в Новосибирске, впервые работал со снегом. Дважды в этом творческом состязании занимал второе место.
- А из чего рождается скульптура, как формируется её образ?
- Подсматриваешь у жизни какие-то моменты, это в нашем кругу называется профессиональной деформацией. Допустим, едешь в маршрутке и начинаешь кого-то пристально рассматривать, человек ощущает дискомфорт, замечая это, а мне важно рассмотреть структуру его лица, скульптурные формы, сочетания масс, силуэт. Образы людей сами по себе интересны.
А бывает, приходишь в мастерскую, начинаешь лепить - и образы будто сами выходят из-под пальцев. Сейчас работаю над проектами 12 фигур. Направления уже понятны – это знаки зодиака, а образы пока в процессе создания. Приходит модель, выбираем позу, которая будет смотреться наиболее эффектно. В ходе совместной работы рождается образ. Случается и такое: заранее придумаешь что-то и начинаешь делать, но в процессе эта задумка перерождается.
На Бога надейся, а сам не плошай
- Искусство – это труд или талант?
- Есть такое устоявшееся мнение, что искусство на 90% это всё-таки труд, а 10% талант. Если на тебе есть такой «поцелуй от Бога», его нужно не только суметь не потерять, но и развивать, понять, в каком направлении двигаться дальше. Это не прописано в учебниках. Это возникает по наитию. Талант – это огромное желание познавать какое-то ремесло. Не важно, сколько его дано свыше, главное, чтобы от занятий любимым делом горели глаза. И обязательный пункт – навык, опыт в ремесле.
В современном мире крылатая фраза о том, что художник должен быть голодным, потеряла свою актуальность.
- Настроение, с которым вы приступаете к работе, влияет на создание произведения?
- Безусловно. Быть безэмоциональным в творческом процессе сложно, да и ни к чему. Ты можешь быть обиженным, злым, радостным, восторженным. Пусть это будет сильнейшая эмоция, не важно - позитивная или негативная, через свою внутреннюю призму ты её перерождаешь, пропускаешь через себя, перерабатываешь и трансформируешь в материю. Вот это интересно. Это и работа над собой. Бывают моменты, когда работа спорится и не остановить, а случается, наоборот, пересиливаешь себя, чтобы встать на следующую ступень.
- Бывает такое, что работа, созданная в мастерской, приносит творческое удовлетворение, но когда она занимает место на определённой территории, кажется, что смотрится уже не так гармонично, как бы вам этого хотелось?
- Да, так оно и есть. Работа, созданная в помещении и вытащенная на улицу, становится зрительно маленькой, поэтому, когда работаешь с городским пространством, обязательно все эти вопросы заранее учитываются. Нужно высчитать габаритные размеры и уже по ним выстраивать фигуры в мастерской. Это всё приходит со временем. Совершенствоваться необходимо - это неотъемлемая часть каждого уважающего себя мастера. Приходится познавать разные специальности, к примеру, литейщика, формовщика. Недавно начал осваивать профессии дизайнера и архитектора. Перечитал кучу книг, в том числе XIX века, о том, как правильно устанавливать скульптуры, памятники в городском пространстве.
Художник, что ваяет образы
- Среди известных омичам созданных вами скульптур памятник подвигу медработников в годы Великой Отечественной войны, а также памятные доски Маяковскому и Пушкину. Расскажите о них.
- В Парке Победы в 2020 г. был открыт памятник подвигу медицинских работников в годы Великой Отечественной войны. Это серьёзный проект. Заказчиком выступала общественная организация «Ветераны здравоохранения Омской области». Я благодарен, что мне доверили это дело. Идея родилась достаточно быстро и легко воплощалась в жизнь, никто не ставил палки в колёса, помощь будто шла свыше.
В сороковые годы медики трудились в сложнейших условиях, приближая своим круглосуточным трудом Победу. В Омске было 45 военных госпиталей, которые приняли более 500 эшелонов раненых, а это свыше 156 000 человек. 75% из них после лечения вернулись обратно в строй действующей армии. Создавая композицию, я полностью окунулся в процесс: читал много тематической литературы, смотрел фильмы, вспоминал рассказы ветеранов, разыскивал предметы солдатской одежды. Так рождались образы.
Памятные доски Владимиру Владимировичу Маяковскому и Александру Сергеевичу Пушкину были установлены в 2019 году на пересечении одноимённых улиц, на здании, где располагается гастробуфет «Два поэта».
- У вас есть мечта?
- Мечта обязательно должна быть у каждого. Я призываю всех мечтать, не терять в себе того маленького ребёнка с его искренними эмоциями и интересом к жизни, которые помогают жить.