Примерное время чтения: 6 минут
843

Сыщик и в Чечне сыщик

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ в Омске 28/07/2010

По возвращении в начале июля майору милиции старшему оперуполномоченному ОВД по Омскому району вручили боевую награду - медаль «За отвагу». Указ о награждении подписал Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев.

Командировка в Чечню у Максима вторая. Но и медаль не первая. За прошлую чеченскую командировку министр внутренних дел Российской Федерации Рашид Нургалиев лично вручил майору Белебехе медаль «За доблесть в службе».

«Не герой»

Сам Максим особой доблести, отваги в том, что делал, не видит.

- Какой я герой?! Это наша работа. Любой сотрудник милиции, который выезжает в Чечню в командировку, делает всё возможное, чтобы в республике был порядок. Знаю ребят, у которых по восемь, а то и по десять таких выездов.

- Здесь, в Омске, Вы - старший оперуполномоченный отделения по борьбе с имущественными преступлениями, занимаетесь розыском воров, грабителей, разного рода мошенников. А там, на далёком Северном Кавказе, какая специфика была?

- По сути - тот же розыск. Только не воров, а членов незаконных вооруженных формирований. Я вместе с коллегами из других регионов был в составе одного из оперативно-розыскных бюро по Южному федеральному округу. Наш отдел был ответственным за горные районы республики - где в основном скрываются члены преступных группировок. Хочу подчеркнуть, что никто из местных жителей скрывающихся боевиков не поддерживает. Их полное устранение - дело времени.

- За первую командировку Вы обнаружили два схрона с оружием, три - за вторую. Трудно ли искать тайники?

- При поиске тайников на первом месте - работа с населением. Люди знают очень многое. К ним нужно найти соответствующий подход. Когда знаешь, что за человек перед тобой, где он бывает, с кем может общаться, легче и проще устанавливать с ним контакт и получать интересующую информацию. В том числе и по возможным тайникам с оружием.

Попадаются такие схроны, которые остались ещё со времён первой чеченской кампании, то есть с 1995 года. В таких случаях проводим рекогносцировку местности, могут ведь быть засады. И обязательно с нами всегда сапёры, чтобы проверить, не заминирован ли тайник.

- И если засада…

- Тогда, конечно, столкновения не избежать. Так случилось в Наурском районе. Наткнулись на засаду, решили провести захват своими силами. Бандиты открыли шквальный огонь. Причём их оказалось намного больше, чем нас. Я шёл чуть сзади и остался за пригорком, а другие бойцы не могли голову поднять. Тогда я ринулся к ещё более ближнему пригорку, чтобы отвлечь огонь от ребят. Не знаю, как я пробежал это расстояние, но мне показалось, что сделал это быстрее, чем бегаю стометровку. Открыл огонь, и теперь уже сам стал основной мишенью. Это позволило бойцам отойти и дождаться подкрепления. Члены группировки начали брать меня в полукольцо, но ко мне было трудно подступиться благодаря рельефу местности. Я отстреливался минут 30. Когда патроны стали заканчиваться, начал стрелять одиночными. Знал, что мне обязательно помогут. И вскоре услышал, что со спины тоже началась стрельба. Ну, все, думаю, спасён. В итоге у нас никто не был ранен, а у них двое убиты.

Ёлочка из Омска

- Какое впечатление произвела на Вас эта республика?

- О Чечне до командировки, конечно, был наслышан. А то, что увидел на самом деле… Это вызвало особые чувства. Был сильный туман, ничего не видно. Практически как с закрытыми глазами. Не по себе было. Ехали в этом густом тумане в горы. В лагерь прибыли только поздно вечером, а туман всё ещё держался. Не знаешь, где ты, только чувствуешь горный воздух. А утром мы встали - солнце восходит, Кавказский хребет перед нами, ледники… И туман уже низом стелется. Мы же - на уровне облаков. Красотища необыкновенная, никогда подобного не видел! Как же, думаю, люди при такой красоте могут убивать? Мне до сих пор эта природа снится.

- Вы там находились зимой. Интересно, как справляли Новый год?

- В одно из наших отделений с родины привезли ёлку, так мы её нарядили, игрушки смастерили. Но на карауле у нас всё равно стояли бойцы - чтобы бандиты не «поздравили» нас по-своему.

- Какая форма одежды была у Вас в «горячей» командировке?

- В основном носили «гражданку». И это обстоятельство однажды помогло мне при задержании вооружённого преступника. Он прятался в одном из домов, бойцы спецназа окружили его, но он вырвался и устремился к остановке общественного транспорта. В руке держал гранату и автомат. Все бойцы были в спецодежде, и могли окружить его только по периметру - близко подойти он бы не дал. А нужно было взять его живым. На остановке стояли местные жители, и я по виду от них не сильно отличался. Стал потихоньку подходить. Он не обратил на меня внимания, и тогда я выбрал удобный момент и выбил у него автомат.

Там и тут - разница большая

- В отделении по раскрытию имущественных преступлений, понятно, работа более спокойная и менее опасная?

- Конечно, разница есть. Но милиционер должен уметь всё. Я работаю в уголовном розыске с 1999 года. Оперативный опыт очень пригодился мне там, а здесь во многом помогает опыт Чечни.

- Максим, как родным своим сказали, что отправляетесь в Чечню?

- У меня родители до сих пор думают, что я в штабе сидел, бумажки перекладывал. Родителям про службу совсем ничего не рассказываю. И жена тоже не знала, чем именно там занимался. Зачем их тревожить? Просто говорю, что все нормально.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах