Слово «Алтай» у большинства омичей ассоциируется с природой: сосны, горы, быстрые речки. Кто-то к этим словам добавит «мёд», «пиво», «сыр». Не так уж и много. Вот только про Омск жители Алтайского края и столько не скажут. Зато о себе расскажут с удовольствием и во всех подробностях, благо, история края интересная.
Если не окунаться во времена палеолита, а перейти к более свежим данным, то можно заметить, что изначально Алтай не был ни житницей, ни здравницей. Здесь в XVII веке были установлены крепости для защиты русских переселенцев, осваивавших Верхнее Приобье, от кочевников-джунгар. В местных предгорьях приезжие добывали руду, плавили серебро и совершенно не думали про отдых. Теперь же в красивейшую сибирскую местность стекаются туристы со всех уголков страны в поисках умиротворения, единения с природой и за свежими впечатлениями.
В Алтайском крае действительно есть на что посмотреть. И многие омичи уже по достоинству оценили красоты края, наслаждаясь курортами Белокурихи, забираясь на Колыванский хребет, вдыхая соль озера Яровое или сплавляясь по Катуни и Бие. Но сегодня речь пойдёт о не самом известном виде туризма – сельском.
Сельский туризм – это возможность окунуться в местную культуру, приобщиться к традициям, принять участие в обрядах и полакомиться натуральными продуктами. Вдобавок это шанс полноценно отдохнуть от городской суеты и шумных улиц. Тем более, что вместо навязчивого сервиса здесь царит русское гостеприимство. Туристу не придётся лезть в Интернет, чтобы узнать о местных достопримечательностях – сельские старожилы сами расскажут о наиболее красочных местах и с удовольствием покажут все памятники культурного наследия. Лучших гидов вам точно не найти.
Сегодня мы расскажем о том, на что обязательно следует обратить своё внимание туристам, решившим посетить Красногорский, Алтайский и Солонешенский районы Алтайского края. А чтобы не быть голословным, корреспондент «АиФ в Омске» отправился в небольшое, но многообещающее путешествие на Алтай.
Усадьба Коноваловых
Если у туристов есть желание пожить в предгорье, то лучшим выбором будет Красногорский район. В окрестностях находится множество историко-архитектурных объектов: курганы, поселения, стоянки и могильники времен верхнего палеолита. К природным объектам относятся реки Бия, Катунь, Иша, Чапша, Кажа, Бардушка. Интересен для посещения водопад на реке Чапчушке (возникший на месте плотины первой гидроэлектростанции), скала «Золотой утес» и «Бийские Печи» на реке Бие.
Если вы хотите почувствовать вкус настоящей деревенской жизни, поудить рыбу, отправиться в лес за грибами, попариться в баньке «по-чёрному», то вам непременно стоит посетить усадьбу Коноваловых, которая находится в селе Усть-Кажа. Хозяева усадьбы – Владимир и Александра, рады каждому постояльцу. Для туристов здесь есть уютный двухэтажный гостевой дом, выполненный в старо-русском стиле, баня с верандой, выходящей к реке Бие и беседка, рассчитанная на группу отдыхающих. Кстати, аренда гостевого дома вам обойдётся всего за 350 рублей с человека, при этом дети будут размещены здесь бесплатно.
«Раньше у нас на участке был только жилой дом, – рассказывает Владимир Коновалов, хозяин усадьбы. – Пять лет назад мы получили грант, добавили своих средств и отстроили всё то, что у нас здесь есть. Теперь у нас каждое лето гостят туристы не только из соседних регионов, но и из других стран».
Находясь в Усть-Каже у Коноваловых, словно переносишься в детство, когда многих из нас родители отправляли к родственникам в деревню. Свежий воздух, речка, деревенская ребятня. Кругом бегают куры и гуси, усиливая впечатления и антураж. Стоит немного прогуляться вдоль реки, отведать вкусностей со стола, заботливо накрытого хозяевами – начинаешь буквально чувствовать, как груз городских проблем покидает твои плечи.
Владимир Коновалов непременно предложит отведать его знаменитую в этих краях уху «по-коноваловски», в состав которой входят несколько видов рыб, собственноручно выловленных в Бие. Хозяин усадьбы любит рыбалку и с удовольствием учит удить сельских мальчишек, которые считают дядю Вову лучшим рыбаком в округе.
«Как-то у нас отдыхали москвичи и питались в основном растительной пищей. Диета, говорят. И вот Володя решил приготовить свою уху. Так гости поочерёдно начали подтягиваться на запах к костровищу. Уха им понравилась», – с улыбкой рассказывает Александра Май, хозяйка дома.
Кстати, еда здесь самая что ни на есть натуральная – на стол непременно подадут отварную картошечку с зеленью и сметаной, жареную рыбу, копчёное сало, свежие овощи, творог, яйца, мёд и чаи на местных травах. Абсолютно никакой химии.
Алтайская чайная компания
«Никакой химии» – практически готовый лозунг для научно-производственного центра «Алтайская чайная компания», которая вот уже как 10 лет занимается заготовкой и продажей продукции из местных экологически чистых растений. Находится компания в селе Красногорское. Сотрудники производства не скрывают, что в своей работе используют опыт местных лекарей и знахарей, которые применяли в своей деятельности растущие вокруг села целебные травы.
Красногорцы в былые времена постоянно настаивали снадобья из травяных сборов, избегая хворей и болезней. В наши дни старинные рецепты не забыты и с их помощью каждому можно укрепить своё здоровье.
Хотите узнать, как изготавливаются знаменитые травяные чаи и бальзамы Алтая? Лучше обратиться к первоисточнику, а не довольствоваться обрывками информации после фразы «OK Google». Работники компании с удовольствием поделятся своей историей и расскажут, какие стадии производства проходят полезные растения Алтайского края до того, как попадут в магазины и аптеки, где их привыкли видеть потребители.
«Компания выпускает несколько линеек безалкогольных и сухих бальзамов, кисели, чайные и витаминные напитки, – рассказывает глава администрации Красногорского района Михаил Дайбов. – Продукция из местных трав пользуется большим спросом – товары идут на продажу в ряд российских регионов, включая столицу».
Повышенный спрос объясняется легко – бальзамы здесь и правда отменные! Вот и в Омске теперь каждый вечер пью красногорский чай с бальзамом, завидуя жителям Алтайского края, которые могут это себе позволить круглый год.
Поэтому тем туристам, кто хочет увезти с собой в качестве подарков алтайских трав и бальзамов, обязательно нужно навестить эту гостеприимную компанию.
Кумандинцы и семья Бедаревых
В соседнем селе – Новозыково, туристы могут посетить усадьбу семьи Бедаревых и общину коренных жителей Алтая – кумандинцев. Кумандинцы вообще очень долго оставались не изученным народом тюркоязычной группы. На Алтае «аборигены» издревле занимались земледелием и скотоводством, оберегая свои земли и пастбища от нападок кочевников. Сейчас кумандинцы являются малочисленным народом – во всём мире их насчитывается не более трёх тысяч человек, большинство из которых проживает в районах Алтайского края.
«Чистокровных кумандинцев уже практически не осталось, сейчас в основном браки все смешанные, – сетует Наталья Глухова, член Алтайской региональной общественной организации кумандинцев «Тореен Чер». – Но мы стараемся передавать детям свои знания, обучаем их нашему языку и знакомим с традициями. Наши дети должны гордиться тем, что в них течёт кумандинская кровь».
В Новозыково на территории усадьбы семьи Бедаревых кумандинцы решили знакомить туристов со своей культурой. На живописном берегу реки возведён аил и обустроено этно-кафе, оформленное в традиционном стиле. Здесь на костре готовят еду и угощают ей посетителей. Приезжим демонстрируются древние обряды, в которых гости даже могут принять непосредственное участие. Один из обрядов – приветствие, судя по всему, был заимствован у североамериканских индейцев. Кумандинцы выкуривают с гостями своеобразную «трубку мира», тем самым, демонстрируя чистоту своих помыслов. Мои помыслы были чистыми, что и подтвердили белые клубы дыма, пахнущего терпким самосадом.
«С туристами мы работаем группой из шести человек. Поём, проводим обряды. Каждый человек из нашей группы в чём-то силён: один учит туристов языку, другой – изготавливать обереги из бересты», – добавляет Наталья Глухова.
Ещё один обряд, который демонстрируется гостям – свадьба. Коренные жители Алтайского края знакомят туристов с традиционным обрядом бракосочетания и даже учат поздравлять новобрачных на кумандинском языке. После свадьбы туристов пригласят за стол, где угостят традиционной едой, в состав которой непременно входит толкан – прожаренный и истолчённый на специальном камне в муку ячмень. Тем, кто пил цикорий, вкус толкана покажется очень знакомым. Его добавляют в кашу, в сладости, выпечку. Разве что в вареники его не добавляют. Хотя тут тоже не всё так просто – вареники у кумандинцев с калбой. Да-да, это не опечатка. Вкус вареников довольно специфичен, но тоже имеет право на существование.
Кумандинцев заботливо приютила на своей территории семья Бедаревых. Борис и Татьяна Бедаревы вот уже как 15 лет задействованы в туристической сфере и принимают у себя постояльцев. Два года назад они обустроили новый гостевой дом, оборудованный пандусом. Этим самым Бедаревы решили наглядно показать, что туризм доступен и людям с ограниченными возможностями. На территории усадьбы колясочники могут свободно передвигаться, здесь даже спуск к реке оборудован пандусом.
«На территории усадьбы всё построено с учётом потребностей инвалидов, – поделился хозяин усадьбы Борис Бедарев. – Мы постарались сделать территорию более ровной, чтобы здесь можно было передвигаться на колясках. Для людей с ограниченными возможностями здесь нет никаких препятствий – они могут и покататься на лодке и порыбачить».
Невероятно, но все туристические услуги инвалидам оказываются на безвозмездной основе. Особенно примечателен факт того, что большинство гостей усадьбы – дети. По словам хозяйки, специально для детей, приехавших из города, на территорию усадьбы были завезены несколько видов животных и птиц. Козы и овцы, гуси с утками, индюк, пони и осёл – такая разношёрстная и разнопёрая компания вызовет улыбку не только у ребёнка, но и у взрослого. А улыбки гостей – это и есть цель и смысл работы семьи Бедаревых.
Отмечу, что помимо гостевого дома на территории имеются пять летних домиков, площадки для игры в футбол и волейбол. У Бедаревых есть и своя пасека, поэтому путников здесь всегда напоят чаем с мёдом, а при желании и медовухой.
«Тайнинская слобода»
Здесь же в селе Новозыково есть живописное озеро Киреево, на берегу которого расположилась база отдыха «Тайнинская слобода». Если вы не можете подолгу уснуть, шум большого города негативно сказывается на вашем эмоциональном состоянии – в «Тайнинской слободе» вы избавитесь от этих хворей. Красивейшее место, чистый воздух, пруд с громкими лягушками, гостевые дома из ароматных кедровых срубов, русская баня с берёзовыми вениками и традиционная русская кухня вкупе с душевными хозяйскими историями сделают ваш сон крепким, а отдых – незабываемым.
И это не пустые слова – все прелести чистого воздуха и аромата кедрового сруба с удобной кроватью были испытаны на себе. Такую ночь невозможно забыть – на шумных турбазах сны, определённо, менее сладкие.
«Нашей базе всего три года и нам ещё есть, чем удивить приезжих, – рассказывает хозяин базы отдыха Валерий Клюшников. – Продолжится благоустройство территории, здесь появятся новые элементы декора. Наш ресторан в главном корпусе пользуется популярностью не только у отдыхающих, но и у молодожёнов – у нас заказывают и свадьбы и банкеты. Место ведь живописное».
Разумеется, это не все достопримечательности уютной базы отдыха, на территории которой есть ещё детский игровой комплекс, волейбольная площадка, открытый бассейн и даже контактный зоопарк!
Карагужинский маслосырзавод
Любителям сыра обязательно нужно заехать в село Карагуж, которое находится всё в том же Красногорском районе. Здесь расположен знаменитый Карагужинский маслосырзавод, чья продукция придётся по нраву любому гурману. Омичам наверняка знаком вкус местных сыров – «Швейцарского» и «Советского». Вот только это лишь часть линейки из семи видов сыров, выпускаемых на этом с виду небольшом заводе. Венец местного производства – сыр «Карагужинский», шесть лет назад признававшийся лучшим товаром на всероссийском конкурсе.
Дегустация продукции проводится в специальной «Сырной деревне», которая представляет собой стилизованный мини-музей. Помимо сыров здесь можно оценить закваску, обогащённую полезными для наших с вами животов бактериями и удивительные на вкус вареники с сыром, которые вы вряд ли попробуете где-то ещё. По внутренним ощущениям, тот же «Советский» сыр здесь в разы вкуснее чем тот, который в Омске мы видим на витринах супермаркетов.
«Наш завод – старейшее алтайское предприятие по производству сыров. Их рецепты составлялись с учётом опыта швейцарских сыроваров, – рассказывает экскурсовод Лариса Фейер. – Дело в том, что в 1932 году завод был перепрофилирован из маслобойного в сыродельный швейцарской фирмой братьев Штуке. В настоящее время поставки сыра с нашего завода в другие регионы страны, в том числе и Москву, расписаны на полгода вперёд».
Примечательно то, что здесь можно не только попробовать вкуснейший сыр, но и посмотреть, как он варится. Специально для туристов руководство завода построило «Молочный дом» – павильон с витражными окнами, через которые гости могут увидеть процесс сыроварения. Поэтому не пожалейте одного-двух часов и загляните в село Карагуж!
Дендропарк и чайная
Если вы окажетесь в Алтайском районе Алтайского края, то непременно посетите село Алтайское. Это можно сделать ради шутки про «Алтай в кубе» или же для того, чтобы посмотреть на уникальный дендропарк компании «Вистерра». Ещё это возможность вспомнить уроки ботаники, узнать много нового про растения и сделать десятки фотографий с шикарными видами местности.
В состав дендропарка входят дендрарий «Цветущая долина», два пруда с родниковой водой, питомник декоративных и плодовых растений, торговый павильон оздоровительной продукции из алтайского растительного сырья, дом чайной культуры «Чайная Обитель», кафе «Укроп и гренка», мастерские ремесленных промыслов.
Особенно стоит отметить дендрарий. Когда смотришь на эти два гектара, плотно засаженные различными цветами и кустарниками, то удивляешься тому объёму труда, который был вложен в создание этого настоящего оазиса среди алтайских предгорий. Обойти дендрарий за пару часов не получится – вам тогда придётся смотреть все растения (а их тут более тысячи видов) на бегу. А ведь помимо знакомства с местными и заморскими травами здесь ещё есть, чем заняться.
«С июня 2015 года на территории дендропарка функционируют контактный зоопарк, – рассказывает финансовый директор Роман Боев. – На территории также есть исторический лунный тир, детский развлекательный городок, поляна интеллектуальных игр, парк экстремальных развлечений и даже крэзи-гольф, поля для которого выделены булыжниками».
Отдохнуть от прогулок и игр здесь можно в уютном доме чайной культуры «Чайная обитель». Здание чайной заметить будет несложно – эта полусфера, высотой с двухэтажный дом, видна издалека. Тут отдыхающие могут вкусно перекусить, познакомиться с китайской культурой чаепития и оценить экспонаты музея «Ивачайная».
А ведь изначально компания «Вистерра» задумывалась как небольшое предприятие по переработке лекарственных растений и производству продукции из них. Теперь же это мощный производственный комплекс с красивейшим «приусадебным хозяйством» в виде дендропарка, посетить который обязан любой турист, оказавшийся в селе Алтайское.
Фестиваль алтайского марала
В этом году село Алтайское оказалось в центре внимание начинающих мараловодов и любителей пантопродукции. Именно здесь в конце мая состоялся II Фестиваль алтайского марала, обещающий стать традиционным.
Мероприятие было интересно даже случайным прохожим, ведь мараловоды не только делились опытом, обсуждая проблемы и новые возможности, но и соревновались в профессиональном мастерстве, давали мастер-классы и даже приняли участие в конных забегах в качестве наездников.
Помимо всего прочего на фестивале можно было приобрести пантопродукцию местных производителей, отведать блюда из мяса марала, приобрести охотничьи трофеи в виде рогов, черепов и шкур животных. Толпы зевак с удовольствием фотографировались с одиноким и, видимо, самым фотогеничным из всего стада маралом.
На фестивале также присутствовали ремесленники из соседних деревень. Но купился я не на керамические деревянные поделки, а на гадалку из села Россоши. Уже не молодая женщина славянской внешности в чёрном парике и цветастой шали не притрагиваясь к моей руке нагадала внезапный успех, долгие годы жизни и вроде даже крепкую семью.
Оплата услуг была довольно скромная: «сколько не жалко». Все деньги, собранные на фестивале, женщина обещала потратить на ремонт сельской библиотеки, фотографии которой мне и были продемонстрированы. На прощание я получил в подарок банку варенья из жимолости и приглашение посетить Россоши.Туристический культурный центр «Солонешье»
Если вам интересен быт алтайских старообрядцев, то познакомиться с ним можно в Солонешенском районе, где в этом году открылся туристический центр «Солонешье». Центр объединяет всю информацию о туристических возможностях района: туристические маршруты, экскурсии, сплавы и горные туры. Напомним, что именно в Солонешенском районе расположены знаменитая Денисова пещера, водопады Шинок, гора Будачиха.
В центре приезжие могут узнать о традициях старообрядцев, своими глазами увидеть предметы быта, кухонную утварь, старинную одежду и иконы. Многие из вещей в разные времена были раскуплены и вывезены из сёл коллекционерами, но местные жители продолжают находить в старых сундуках и кладовках экспонаты, которые рассказывают о прошлом.
Специально для туристов сотрудники центра разработали три маршрута в населённые пункты района, в которых живут потомки старообрядцев (Топольное, Сибирячиха и Туманово).
«Каждый тур имеет определённую тематику, в каждом можно увидеть специфичные обряды староверов, например, «окручивание» невесты, – говорит один из организаторов центра Андрей Сизинцев. – В Туманово гостей встречают песнями, от которых мороз идёт по коже, потом старики рассказывают о своей жизни, о быте того времени. Тополинцы чаще других ездят на разные мероприятия, они выступали на открытии форума «Визит Алтай», на презентации «Царской псовой охоты на Алтае».
Чтобы попасть в такой тур, организаторы набирают группы туристов от шести и более человек. Цена тура вполне приемлемая – 1000 рублей с человека. Для приезжих старообрядцы накрывают большой стол, на котором едва ли можно уместить все традиционные блюда. Многие из них удивили даже организаторов.
«Гостям подаются блюда, и некоторые из них мы никогда не пробовали, – рассказывает Андрей Сизинцев. – Однажды гостям подавали отварной горох с мёдом – интересное сочетание. Мне очень понравилась пшённая каша на топлёном молоке, приготовленная в печи».
Троица
Одним из старинных русских обрядов в этом году стали «Троицкие гуляния», которые состоялись в селе Берёзовка Солонешенского района. В день празднования православной Троицы здесь собрались самобытные коллективы из Солонешного, Топольного, Туманово, Березовки, Сибирячихи, Горного, гости из Чарышского района. Многие участники являются потомками кержаков и других русских старообрядцев.
Наряженные в яркие старинные одеяния селяне со всего села стекались на большую поляну, где после вступительных речей у берёзы взялись за руки и принялись водить вокруг неё хоровод. Этот разноцветный круговорот из людей разных возрастов дополнялся звонкими песнями под гармонь, которые, казалось, знает даже самый маленький ребёнок. Оказывается, слова песен передаются жителями из поколение в поколение.
Многие гости этого праздника бросились на поиски цветастых юбок и косовороток, чтобы как можно больше проникнуться всеобщей атмосферой. Благо, в закромах у творческих коллективов ещё был тематический реквизит. Подпоясавшись, гости сливались с местным колоритом и растворялись в хороводе.
По словам Евгения Головина, потомка кержаков из села Красный Партизан Чарышского района, старообрядцы отмечают Троицу почти также, как и православные. Также «завивают» березу, плетут венки и бросают их в воду, прыгают через костёр, играют и поют.
После хороводов фольклорные коллективы Солонешенского района поднимались на сцену, стилизованную под горницу, где представляли подготовленные номера: сценки, песни и танцы. После концертной программы начались народные игры и забавы, в которых мог принять участие любой желающий. Радостные улыбки детей и взрослых наглядно демонстрировали, что на Руси умели поднимать настроение без всяких допингов и дополнительного стимулирования. Хочешь быть счастливым – будь им!
«Надо знакомить молодёжь с нашими традициями, – говорит Надежда Ерёмина, директор дома культуры села Сибирячиха. – Ведь раньше на Троицу люди к земле вообще не прикасались. А сейчас некоторые и копают и сажают там что-то. На Троицу русские девушки проводили кумовство – собирались на поляне у берёзы, обменивались нательными крестиками и дарили друг другу небольшие подарки. Так они договаривались, что неделю не будут друг у друга уводить женихов. Но если одна обижалась на другую, она могла забрать подарок и в отместку мужчину увести.
Рядом с поляной, на которой проходили все забавы, располагались столы с местными продуктами. Гостям предлагали попробовать местный мёд, сыр, берёзовый квас, только что испечённые пирожки. Вокруг гостей сновали лотошницы и предлагали купить на память сувениры, выполненные руками сельских ребятишек.
«В этом году на гуляния приехало около трёхсот человек, но обычно на такие мероприятия собирается в три раза больше народа, – рассказывает Василий Носко, глава администрации Солонешенского района. – Несколько дней перед Троицей шли дожди, но сегодня распогодилось. Думаю, что тот, кто испугался непогоды и не приехал – уже пожалел о своём решении, ведь сегодня здесь настоящий весенний и солнечный праздник».
Мне тоже захотелось поменять повседневную одежду на национальную. Фото: АиФ-Омск/ Александр Осинцев |
Ну а самые настойчивые гости, добравшиеся до Берёзовки по расхлябанным дорогам, тем временем получали свежие порции удовольствия. Ближе к обеду хлебосольные хозяева праздника в большом шатре угощали всех блюдами традиционной кухни. Здесь посетителям был предложен поминальный обед: окрошка, борщ, уха, лапша с курицей, пшённая каша. Обязательным было отведать каждое блюдо минимум по три ложки, ну а съесть всё считалось за честь. Побывав здесь, удивляешься, насколько широко и тепло тебя обнимает настоящее русское гостеприимство.
В конце праздника незамужние девушки устраивали гадания на берёзовых венках, пущенных по быстрой речке. Если венок прибьёт к ближнему берегу – его хозяйка скоро выйдет замуж за юношу из своей деревни. Прибьёт венок к дальнему – супруг будет из другого села. Если же вода унесёт венок вдаль – в ближайший год свадьбы не жди.
Если подвести итог этому празднику и вообще поездке по Красногорскому, Алтайскому и Солонешенскому районам, то хочется сказать, то участие в обрядах и посещение отдалённых от цивилизации уголков Алтайского края действительно приобщает к русским традициям. И теперь хочется ещё раз сменить повседневную одежду на национальный костюм и встать в хоровод, забыв о заботах и проблемах. А ведь эта поездка заняла всего лишь три дня. Что же будет, если провести в здешних местах полноценный отпуск?