Без музыки человек не может состояться как личность, считает ветеран-железнодорожник Алексей Викторович Пысь. Совсем недавно ему исполнилось 85 лет. Последние годы он - солист хора омских ветеранов-железнодорожников «Ностальгия». С музыкой он прошёл весь свой большой трудовой путь и, выйдя на заслуженный отдых, посвятил себя развитию ветеранского хора. В свой знаменательный юбилей Виктор Алексеевич остаётся активным и бодрым человеком, как и в молодости, радеющим за ставшую ему родной железную дорогу.
Он прошёл трудовой путь от электромонтёра дистанции сигнализации, централизации и блокировки до начальника участка, а затем ревизора по безопасности движения поездов и, наконец, первого сектора Омского отделения магистрали. Начав работать в совсем юном возрасте, он всю жизнь стремился учиться и повышать свой профессиональный уровень. При этом оставаясь верным своему хобби – пению. И в школе, и в армии, и в вузе он всегда активно участвовал в самодеятельности, был запевалой. И сегодня для ветерана участие в хоре – это не только общение с близкими по духу людьми, но и жизненный стимул.
«Я не могу без музыки, я не могу без дороги. Для меня они слились воедино», – любит повторять железнодорожник.
После окончания Шимановского железнодорожного училища в 1952 году, в которое он поступил после семи лет школы Виктор Пысь работает электромонтёром СЦБ на станции Завитая Амурской железной дороги. Молодого энергичного специалиста вскоре замечают, газета «Амурский железнодорожник» пишет: «В самые суровые морозы исправно работают устройства сигнализации и автоблокировки станции Завитая. Большая заслуга в этом комсомольца-электромонтёра Виктора Пыся. Он всегда обеспечивает безупречную работу устройств, честно относится к своему служебному долгу». Потом служба в рядах Советской Армии, сначала в Китае, потом на Западной Украине, после которой молодой человек принимает решение продолжить обучение и поступает в вечернюю школу, а затем в Томский электромеханический институт.
«Наверное, годы обучения в вузе - самое лучшее время в жизни, - признается ветеран. - Впереди были новые знания, новая жизнь. Было огромное желание проявить себя и показать свои навыки в настоящем деле. Хотя к тому времени я уж женился, и мне нужно было кормить свою семью».
В связи с переводом Томского института в Омск, Виктор Алексеевич также переезжает в город на Иртыше и остаётся здесь на всю свою трудовую жизнь. Здесь он становится активным свидетелем и участников истории Омского железнодорожного транспорта. Ещё обучаясь в институте Виктор Алексеевич работает электромонтёром на станции Окружная.
Здесь он обслуживал допотопные устройства: полуавтоматическую автоблокировку семафоры, жезловые сигналы. В 1963 году его назначают старшим механиком окружной ветви перегона Московка – Карбышево-1. А уже в 1969 после окончания вуза он становится начальником участка Омск-Называевская.
«Главное достижение в моей работе - перевод в 1960-х годах на новое оборудование Омской окружной дороги, - рассказывает ветеран. - Семафоры меняли на светофоры, стрелочное хозяйство переводили на оборудование электроцентрализации блочного типа. Это был действительно технический прорыв для того времени. Модернизация систем сигнализации и блокировки Омского отделения проходила у меня на глазах. Мы переключали все станции с ключевой зависимости на электрическую централизацию. Все следующие десятилетия технологии железнодорожного транспорта постоянно совершенствовались, внедрялись прогрессивные методы. Зачастую наше поколение становилось первооткрывателями многих производственных процессов. Работать было интересно, все кругом понимали значимость своего труда и работали не за страх, а за совесть».
В 1980 году Виктора Алексеевича как грамотного и внимательного специалиста назначают ревизором по безопасности движения поездов. В этой должности он работает 12 лет, а последние четыре года перед выходом на заслуженный отдых Пысь возглавляет первый сектор Омского отделения дороги.
За свою долгую и плодотворную трудовую жизнь Виктор Алексеевич собрал рекордное количество наград и званий: за усовершенствование систем СЦБ и связи ему присвоено звание «Лучший рационализатор дороги», «Победитель социалистического соревнования» в 1976,1978,1980 годах, «Ударник 9-й пятилетки» и множество других, в том числе в 1991 году знак «За безопасность движения».