Одни хотят поддерживать отношения с дальними родственниками, иные знать не желают даже родную сестру.
Почему так происходит? Зачем люди ищут своих предков или почему не интересуются ими? На эти вопросы корреспондент «АиФ в Омске» попросил ответить генеалога, этнографа, журналиста, писателя, кандидата исторических наук Юлию Ефремову.
Наше прошлое непредсказуемо
Наталья Корнеева, «АиФ-Омск»: Юлия, почему вы стали заниматься родословными? С чего начали и как это стало профессией?
Юлия Ефремова |
Юлия Ефремова: Начала с истории своей семьи: в 2006 году у меня умерла мама, и я стала интересоваться, почему не осталось родственников рядом со мной. Выяснилось, что полвека назад род рассорился и произошло разъединение. Я поставила себе цель - найти родню. Нашла, раскопала, съездила к ним в гости, поплакали вместе. Когда я это древо восстановила, разместила в Интернете информацию, люди стали ко мне обращаться: помогите найти. Я тогда окончила филфак ОмГУ, работы как таковой не было. На дворе 2009 год. Журналистику отвергла, поняла - эта сфера мне не подходит, а тут как раз и стали поступать предложения восстановить родословную. С 2010 года я официально стала заниматься генеалогией. На одном из популярных видеохостингов я создала канал, где рассказываю, как восстановить свою родословную.
- Сколько уже составлено родословных? Какой самый древний предок был вами найден?
- Я уже составила больше ста родословных, это точно. У меня вышли три книги и более глобальный труд - «Родословная книга Сибири», изданная в 2014 году. Я там выступаю в качестве редактора и составителя. Есть книга по сибирским казакам, где опубликовано 10 тысяч фамилий. В 2013 году вышла, но до сих пор приходят отзывы и благодарности. Там есть послужные списки, награды.
До XVII века по архивным документам можно отыскать дворянские родословные. Если говорить о крестьянах, XVIII век - это гарантированно. Ещё Пётр Первый стал обращать внимание на упорядочивание системы переписи населения: документы, начиная с 1717 года, хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве.
Нужна помощь
- С чего начать поиск своих корней? Что посоветуете?
- Когда я начинала, шла вслепую. Пришла в архив и давай сражаться с бюрократией. Нужно знать, что особо там никто не ждёт, к родоведам относятся настороженно. Кстати, самые распространённые вопросы ко мне - о работе не с архивами, а с архивом как учреждением. Омичи должны приходить сами, по запросам работают только с другими регионами. Ты садишься в читальном зале и работаешь, а время очень неудобное - до 17.00, пятница - неприёмный день, суббота и воскресенье - выходные. Значит, надо отпрашиваться с работы или брать отпуск. Но зато в архивах можно найти даже фотографии. Так, на моей памяти в Тобольском архиве нашёлся снимок XIX века. Он хранился в делах судебного департамента. Была драка, и зачинщиков сфотографировали.
- Такая история из прошлого семьи, наверное, не очень приятна? Всегда ли омичи довольны тем, что вы для них отыскали?
- Не всегда. Когда один человек узнал, что были у него в семье нелицеприятные события: дед не погиб на фронте, а умер от тифа в деревне, этот человек сказал: «Вы мне сломали всю жизнь».
- А какая мотивация у тех, кто ищет?
- Например, сейчас на поиски многих мотивирует «Бессмертный полк». Люди понимают, что нужно знать больше о своих предках, не ограничиваясь фронтовиками. Есть такая тенденция, когда до сих пор о некоторых событиях боятся рассказывать. Недавно я нашла информацию, что дед человека, разыскивающего своих предков, был в плену. Всю войну он пробыл сначала в концлагере, потом работал у немецкого крестьянина. Тогда это считалось позором. Причём семья была в курсе, но не сильно-то хотела вспоминать об этом. Ещё есть люди, которым в жизни с чем-то не повезло, и они ищут объяснение всем своим неудачам в родословной. Например, если наши предки нагрешили, значит, нам это тоже передалось. Если мы сейчас это не исправим - унаследуют наши дети.
Был в моей жизни такой человек, которому я составляла генеалогическое древо, весьма состоятельный. Понял, что деньги достались не просто так. Человек этот восстановил старообрядческий храм, поскольку предки его были староверами. Можете увидеть эту церковь в Газетном переулке.
- Сколько нужно времени на одну родословную?
- У меня уходит около года. Обязательно работаю с Тобольским и Тюменским архивами, Новосибирском, Томском, Москвой, Санкт-Петербургом… вплоть до сельских архивов, там хранятся похозяйственные книги. Много переселенцев с Украины, а работать с этим государством очень сложно. За сведения требуют гривны.
Нет доступа
- А в России справки дают в электронном виде?
- Наш архив отстаёт. В Тобольском архиве полностью перешли с января на электронный доступ. Человек зашёл на сайт, выбрал дело, которое ему нужно, кликнул, добавил в «корзину», оплатил - и через две секунды у него есть все доступы.
- Есть секретные фонды, куда закрыт доступ?
- Конечно есть; сейчас сражаемся за так называемый первый фонд, он содержит списки переселенцев начала XVIII века. Он закрыт, потому что там имеются какие-то сведения о китайской границе. Ни в одном архиве России нет закрытых документов XVIII века, у нас это издержки советского времени. Мы написали и в МИД, и в Росархив. Проблема в том, что надо высылать комиссию, чтобы она разрешила доступ. Но приедет ли она…
- Вы упомянули про «Бессмертный полк». А 2017 год, как говорят историки, трендовый. Есть спрос на информацию о революции?
- Ко мне обратился человек, который попросил срочно найти предков за границей, потому что он уверен, что в 2017-м произойдёт революция. Излишняя популяризация этого года вызывает у некоторых людей панику.
ДО XVII ВЕКА МОЖНО ОТЫСКАТЬ РУССКИЕ ДВОРЯНСКИЕ РОДОСЛОВНЫЕ.
- Вы говорите, что помогаете и родственников найти. А хотят ли родственники найтись?
- Мы начали разговор с моей семьи: я нашла родную сестру своего деда. Она была рада, а вот дети её насторожились - вдруг какая-нибудь мошенница.
- Может быть, посоветуете омичам книгу какую-нибудь, как самим определиться с родословной?
- К книгам нужно быть внимательными. Они предлагают и национальность определить чуть ли не с XVIII-XIX века, а это чушь. О национальности заговорили, наверное, только большевики. Раньше были сословия: крестьянин ты или дворянин. Было вероисповедание: православный, католик, мусульманин, иудей. В ревизских сказках не было графы «национальность».
- Помимо родоведения, что ещё увлекает вас?
- Понравилось работать с видео. Вместе с Дмитрием Петиным, который занимается Центром изучения Гражданской войны, смонтировали фильм о судьбе белого офицера. Увлекаюсь дачей. Я восстановила её с нуля. Купила заброшенный участок, семь лет пытаюсь превратить в усадьбу. В прошлом году отдала отпускные на покупку крупномерных ёлок. Зато такая красотища теперь: газоны и клумбы!