В 2006 году выпускник Омского государственного технического университета Павел Чернышов (в настоящее время генеральный директор ООО «РИНФИЦ») впервые в России выявил отсутствие единой базы документации по вопросам образования, а также системы методической поддержки университетов и колледжей.
В этом же году он исправил эту ситуацию, причём не только организовал документальную базу в области просвещения, но и стал проводить консультационную работу в новом направлении.
Так образовалось СМИ, предлагающее качественный справочно-информационный и консультационный контент. Подробнее об этом проекте мы побеседовали с его автором.
Юристы в помощь
Лариса Салиенко: Павел, расскажите о вашем авторском проекте для преподавателей и методистов, рейтинге информационной открытости образовательных организаций «Информио». Что это?
Изначально «Информио» появился как справочник для методистов образовательных организаций, на компакт-диске в 2009 году, в то время я работал в филиале Омского государственного университета путей сообщения. Потом мы открыли головной офис в Москве и полностью перешли в интернет. Из омской компании мы выросли в общероссийское СМИ для сотрудников образовательных организаций и студентов, но филиал в Омске работает до сих пор.
- Какие функции и миссии у вашего СМИ?
- Сейчас это уже не просто справочник, это система, помогающая руководителям вузов, колледжей и школ, преподавателям, студентам не только получить доступ к огромной базе образовательного законодательства, но и найти ответы на вопросы, опубликовать статью, поделиться мнением, успехами.
В России документы по образованию издают не только Минпросвещения и Минобрнауки. Практически каждое ведомство создаёт свои приказы, распоряжения, рекомендации, касающиеся обучения и подготовки. У многих ведомств есть свои колледжи и вузы. И каждый день издаются новые документы. Все они есть в «Информио».
Всё, что касается нормативной документации в сфере образования, можно найти у нас.
И чем больше выходит документов и правок, тем больше вопросов у работников образования - как организовывать свою работу, чтобы не нарушить закон и избежать штрафов. Есть Рособрнадзор, который строго контролирует соблюдение законодательства - если не соблюдать требования, то можно лишиться аккредитации или лицензии. И вузы, колледжи обращаются к нам за консультациями. Иногда вопросы очень сложные, приходится изучать десятки приказов-положений-инструкций, чтобы дойти до истины. В нашей компании трудятся квалифицированные специалисты с многолетним стажем работы, которые постоянно проходят курсы повышения квалификации.
В ногу со временем
- База законов, консультации... Но вы говорите, что интересны преподавателям и студентам.
- У нас можно публиковать свои статьи и исследования, программы. И это бесплатно. Есть научный журнал, там тоже публикации бесплатны. Провели в этом году несколько научных конференций. Недавно закончился восьмой конкурс методических работ преподавателей, почти 1000 работ прислали.
Хочется, чтобы преподаватели со студентами думали об исследованиях, а не о том, сколько стоит опубликоваться.
В рамках проекта мы организовали конкурс вузовских СМИ - выявляли самые интересные публикации.
У нас в друзьях более 1500 профессиональных образовательных организаций. В каждой из них работают интересные люди, учатся талантливые ребята, совершается много открытий, и мы помогаем всем этим поделиться, стимулируем, награждаем лучших.
Мы создали рейтинг образовательных организаций - специальные алгоритмы определяют, насколько активны вузы и колледжи по разных направлениям, в СМИ, публикациях, исследованиях. Можно узнать лучших в регионе, округе, стране. Это интересно абитуриентам. Бывает так, что они пишут нам, а не в тот вуз или колледж, в который поступают.
- Рейтинг платный?
- Нет. Нужно работать, учить и учиться, писать статьи, новости - заявлять о себе. Вот критерии попадания в рейтинг.
Мы стараемся помогать коллегам найти друг друга, помочь развитию, выстраивать взаимоотношения с властью. В рамках портала работает национальная ассоциация научно-педагогических и методических сотрудников организаций высшего, среднего профессионального и дополнительного профбразования «Эксперты в образовании». Удивительно, но не было такого объединения специалистов в российском образовании. Есть у журналистов, психологов, строителей, а в образовании - не было. Ассоциация только начала работать, но в ней уже более 200 членов. И в ней есть как доктора наук, так и простые педагоги, но в члены берём не всех, существуют определённые критерии по опыту работы и профессиональному портфолио. Главное здесь - объединение общей целью, желание развивать образование, доносить до министерств мнение педагогов и выявлять противоречия в сфере законодательства.